» Русская поэзия | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.

Рубрика ‘Русская поэзия’

автор: admin дата: 5th May, 2015 раздел: Русская поэзия

Всеволод Рождественский

БЕЛЫЕ НОЧИ

Так из года в год неизменно бывает:
     Весь город и твой, и ничей,
Но кто же из нас, ленинградцев, не знает
     Балтийских прозрачных ночей!

Как будто всё то же: решётки, каналы,
     Гранитных мостов парапет,
Но всюду разлит колдовской, небывалый
     И словно струящийся свет.

Выходишь ты улицей, с детства знакомой,
     На полную блеска Неву,
И вдруг этот город – гранит невесомый –
     Безмолвно поплыл в синеву.

Он словно отчалил от пристани белой,
     Как этот речной теплоход,
И режет бесшумно в ночи онемелой
     Молочную матовость вод.

А с левого борта проходит “Аврора”,
     Заводы сменяет листва,
И в зелени лип панорамой нескорой
     Навстречу идут Острова.

Там бродят попарно влюблённые тени,
     Там взморья простор голубой,
И тяжкие грозди лиловой сирени
     Свисают над самой водой.

автор: admin дата: 26th February, 2015 раздел: Биографии, Русская поэзия

Дмитрий Владимирович Веневитинов, проживший всего 22 года, остался в памяти современников как высокообразованный и необычайно талантливый человек. Он успешно занимался живописью, доказательством чего служат полотна, написанные им маслом. Обучения музыке сделало из него не только певца и отличного музыканта, но композитора. Он серьёзно занимался теорией музыки. В юном возрасте Дмитрий читал в подлиннике писателей Древнего Рима и Греции, переводил Софокла и Горация. Знакомство с «Историей государства Российского» побудило его посетить старинные русские города и заняться изучением тамошних древностей. Веневитинов ценил труд Н. М. Карамзина не только как исторический, но и как литературный шедевр, и причислил его к эпической поэзии. Профессора Московского университета давали ему и его друзьям Алексею и Фёдору Хомяковым частные уроки математики и истории изящной словесности. Люди, знакомые с ним, отмечали его философский ум.

Годы его жизни (1805-1827) частично совпали со временем, когда жили и творили А.С Пушкин, Владимир Одоевский, В.К.Кюхельбекер, Ф.И.Тютчев, А.А. Дельвиг, Н.М.Языков, Денис Давыдов, П.А. Вяземский, В.А.Жуковский. Кто-то был старше него, кто-то значительно пережил его. С кем-то он дружил, с кем-то был просто знаком, у кого-то учился , с кем-то его объединяло общее дело. М. Ю. Лермонтов, которому в год кончины Веневитинова исполнилось 13 лет, через 3 года, в 16 лет, написал эпитафию.

Дмитрия Владимировича часто сравнивают с известнейшими европейскими поэтами того времени лордом Байроном, Гёте, Шелли. Речь идёт о внешности поэта. Его называли красавцем: он был высокого роста, словно изваяние из мрамора. Отмечали, что его огромные глаза с длинными ресницами, сияли умом. В 1826 году Ансельм Лагрене, французский художник , написал портрет Д.В. Веневитинова, который воспроизводится в изданиях о поэте и его стихов и прозы. Именно внешность послужила причиной рождения многих мифов о Веневитинове как об идеальном мечтательном красавце-поэте.

В Москве в Кривоколенном переулке дом номер 4 украшают две мемориальные доски. Одна из них сообщает, что это дом семьи Веневитиновых, а вторая установлена в память о том, что именно здесь , в этом доме, в 1826 году А.С. Пушкин читал «Бориса Годунова». Когда по просьбе Карамзина Пушкин был возвращён из ссылки, он поселился в Москве, где сразу же стал центральной фигурой тогдашней культурной жизни. Именно в этот период и произошло чтение « Бориса Годунова». К тому времени Пушкин знал, что Веневитинов написал статью о первой главе «Евгения Онегина» . Он говорил: «Это единственная статья, которую я прочитал с любовью и вниманием. Всё остальное или брань или переслащенная дичь.» Доказательством симпатии Пушкина к Веневитинову служит приглашение Веневитинова на все чтения «Бориса Годунова» самим поэтом. Именно с Веневитиновым поделился Пушкин идеей написания «Самозванца», «Моцарта и Сальери»,сцен из «Фауста», «Графа Нулина». Общение с Пушкиным сыграло большое значение в духовном развитии молодого поэта. Многие его поздние произведения и замыслы – результат их обсуждения русской культуры и литературы , особенно поэзии. Не всегда их взгляды совпадали, и они вели споры о философском преобразовании всей русской культуры.

автор: admin дата: 13th January, 2015 раздел: Русская поэзия

Елена Благинина

Цитируется по: День Поэзии 1968, “Советский писатель”, Москва, 1968, 240 стр.

СТАРИКИ

Спят старики и не боятся стужи,
Укрытые последней тишиной.
Старуха дремлет, думая о муже,
А он лежит к своей судьбе спиной.

Тяжел и смутен лик его оплывший,
Венцом седин объята голова.
Но для неё он – прежний, он – любивший,
Он – говоривший древние слова.

Через детей и внуков он — вернувший
Великое младенчество своё…
Он тут, он рядом, не навек уснувший,
Не навсегда покинувший её.

Теперь она с бессонницей не сладит:
Кому из них и скоро ль уходить?..
И край его рубашки гладит… гладит –
Так… еле-еле, чтоб не разбудить.

МНЕ ЖАЛЬ

Мне жаль суровых и надменных,
Пусть мир их сложен, пусть богат.
Они чудес обыкновенных
Не видят, видеть не хотят.

Им хлеб – не в сласть,
Вода — не в милость.
Им ночь — не в отдых,
День — не в свет.

В них как бы радуга затмилась,
Весь пыл её сошёл на нет.

А мы, не мудрствуя лукаво,
Стоим на страже простоты,
Даря налево и направо
Житейской радости цветы.

автор: admin дата: 6th January, 2015 раздел: Русская поэзия

Цитируется по: Корнилов Б.П. Стихотворения и поэмы. Серия Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание. Вступительная статья Л.А.Аннинского. Составление, подготовка текста и примечания М.П.Берновича. М.-Л. Советский писатель. 1966г. 544 с., илл. Твёрдый переплёт, обычный формат.

Стихи и поэмы Бориса Корнилова (1907— 1938), яркого, талантливого советского поэ­та, выдержали испытание временем; многие из его произведений обогатили нашу поэ­зию, вошли в её золотой фонд.

Настоящее издание является наиболее полным собранием стихотворений и поэм Корнилова. Наряду с такими широко из­вестными стихами, как «Соловьиха», «Ве­чер», «Гроза», «Песня о встречном», поэма­ми «Триполье» и «Моя Африка», читатель найдет в этом издании стихи и поэмы, которые не входили ни в одну из книг Кор­нилова, как прижизненных, так и посмерт­ных.

БОРИС КОРНИЛОВ

Облик Бориса Корнилова двоился в глазах современников.

Он был комсомольским поэтом, автором боевых массовых песен, певцом революционной героики и интернациональной солидарности. И он же был — по определениям тогдашней критики — апологетом тёмного биологизма, адвокатом мещанского захолустья, защитником кулацкой анархии и певцом стихийности, от которого вечно ждали идеологических срывов.

Как положительный герой критики он писал гражданственные эпические поэмы, которые считались прочно вошедшими в золотой фонд советской литературы: автора «Триполья» ставили наравне с автором «Думы про Опанаса», «Мою Африку» равняли со «Спекторским». И он же ходил в беспросветно узких лириках, плутал в гнилых болотах тёмной ремизовской природности, гнездился где-то на эмоциональных окраинах поэзии, так что считалось само собой разумеющимся и раз навсегда доказанным: Борису Корнилову — по причине его стихийности, неустойчивости и недостаточной про­свещённости — просто не дано участвовать в интеллектуальном обсуждении высоких проблем века.

автор: admin дата: 9th August, 2013 раздел: Русская поэзия

Павел Богданов

ВСТРЕЧА

В метро, что на проспекте Мира,
Покупками нагружена,
Замешкалась средь пассажиров
Седая женщина одна.

Людской поток спешит, кипучий!
Но парень
С ромбом МГУ
Её учтиво взял под ручку:
— Позвольте, я вам помогу.

Не бойтесь, это — эскалатор.
Смелее, бабушка, смелей! —
И парень женщину галантно
Довёл почти что до дверей.

А «бабушка» пошла сторонкой
И улыбалась чуть хитро:
Она,
Когда была девчонкой,
Как раз и строила
Метро!

Цитируется по: Москва лирическая. Антология одного стихотворения. М., “Моск. рабочий”, 1976. 496 стр. (Стр. 46)