» Русская поэзия | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.

Рубрика ‘Русская поэзия’

автор: admin дата: 2nd March, 2011 раздел: Русская поэзия

НОРА ЯВОРСКАЯ

«ВСЁ-ТАКИ ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО»

Как на бумагу ложится мертво
эта живучая, словно проказа,
бесповоротно-унылая фраза:
«Всё-таки лучше, чем ничего».

Мужа соседка клянет своего:
«Пьяница! Ирод!» Но вместо отказа
прошелестит на губах её фраза:
«Всё-таки лучше, чем ничего!»

Дочь её челкой заменит чело;
прочили сцену, а выпало — касса
в храме искусства. Утешила фраза:
«Всё-таки лучше, чем ничего!»

Вот результаты труда моего:
в обжиг — Везувий, из обжига — ваза…
Снова звучит примирительно фраза:
«Всё-таки лучше, чем ничего!»

автор: admin дата: 24th February, 2011 раздел: Забытые имена, Русская поэзия

Виктор АНТОНОВ
Санкт-Петербургские ведомости от 16 июля 2010 года.

Об этой поэтессе сегодня можно узнать главным образом из антологий, посвящённых Серебряному веку, хотя она выпустила несколько стихотворных сборников, её стихи для детей печатались в хрестоматиях, их заучивали наизусть. Она была знакома со многими ведущими поэтами-современниками, с А. Блоком состояла в переписке, однако история литературы почти забыла её скромное, типичное для эпохи творчество.

Настоящее и полное имя поэтессы — Поликсена Сергеевна Соловьёва (1867 — 1924). Она была младшей дочерью знаменитого , историка и сестрой философа Владимира Соловьёва. Марина Цветаева отмечала внешнее сходство брата и сестры: «Тот же светлый лоб, те же грозовые глаза, те же пухлые и нагие губы». Сочинять Поликсена стала «с тех пор, как помнила себя» — этому способствовала обстановка и люди в родном московском доме. Первые ещё слабые стихи были напечатаны в 1885 году в журнале «Новь». Десять лет спустя Соловьёва взяла себе несколько эстетский псевдоним Allegro и тогда же переехала из Москвы в Петербург. Поселилась начинающая поэтесса на Большом пр., 20/5 Петербургской стороны, но вскоре переехала в центр в Фонарный пер., 5/9, не так далеко от Театральной площади.

В 1899 году вышел её первый сборник, который открыл доступ в поэтические круги — она стала бывать на известных «пятницах» К. Случевского. Второй сборник, «Иней» (1905), похвалил Блок: «И вот мы встречаем новую и тихую поэзию…». Он посвящён детской писательнице Наталье Ивановне Манассеиной (1869 — 1930) — неразлучной подруге и литературной соратнице. Вместе с ней Поликсена зимой жила в Петербурге, а летом в Коктебеле, где много общалась с поэтом М. Волошиным, который в 1914 году верно подметил, что в сборнике «Вечер» (он считается лучшим у Соловьёвой) её голос звучит «почти как мужское контральто с женскими грудными нотами». Кстати, все стихотворения Поликсены написаны от мужского лица.

автор: admin дата: 11th October, 2010 раздел: Линии судьбы, Поэзия и эпохи, Русская поэзия

За мировой славой и бронзовым монументом приехал поэт в наш город.
И получил их

Статья Марии Каменецкой в газете “Санкт-Петербургские ведомости” от 4 октября 2010 года.

Репортажных, как бы подсмотренных фотографий Сергея Есенина не так много. Во всяком случае в открытом доступе. К 110-летию поэта на столичной выставке были в числе прочих представлены два снимка, как раз-таки «случайных», без торжественных поз. Один — «Сергей Есенин и С. Городецкий. Петроград. 1916 год». Второй — «Сергей Есенин среди молодых поэтов. Ленинград. 1924 год». На первом — он очень молодой, тонкий и радостный, уже известный поэт, выпустивший книгу стихов «Радуница». На втором (меньше, чем через десять лет и незадолго до смерти) — поэт, возмужавший после скитаний, рядом с «новыми» молодыми.

И слава, и смерть Есенина случились в нашем городе. «Есенин умер в «Англетере» — это скажет почти каждый. Но как и, главное, где он жил — вопрос потруднее. Присутствие Есенина в Петербурге по разным причинам не так очевидно, как, например, Блока или Ахматовой. «А ведь ни одного поэта город не принимал так, как Есенина! Он и ехал сюда за «мировой славой и бронзовым монументом», — говорит Ирина Бурлакова, специалист по Серебряному веку, культуролог и экскурсовод, которая ведёт цикл пешеходных экскурсий «Поэт и город».

В цикле Бурлаковой есть пешеходная экскурсия по адресам Сергея Есенина. «Когда мы с группой шли на «Башню Иванова» через Таврический сад, мне всегда было жаль, что памятник Есенину приходится замечать как бы вскользь, проходить мимо и пару слов говорить на ходу». Так появился новый маршрут, есенинский, который Ирина Бурлакова проходит с экскурсантами примерно раз в месяц, с мая по октябрь, пока погода позволяет. Обычно это камерная прогулка, человек для десяти — пятнадцати. Слушатели — в основном дамы солидного возраста, реже — москвичи-туристы и пары: какая-нибудь внимательная барышня и скучающий поначалу, но оживающий в процессе прогулки молодой человек.

«В Литейной части города, это поразительно, ты идёшь след в след за поэтами Серебряного века! Поэты имеют право на то, чтобы в Петербурге их помнили. И им важно, чтобы к ним ходили в гости», — говорит Бурлакова, сокрушаясь, что не все современные горожане это осознают. На поэтов Серебряного века туристический спрос невелик. Более-менее живой интерес есть только к Блоку и Ахматовой. Большей популярностью пользуется броское, эффектное — особняки, мифы и легенды, места убийств и прочих грехов… «На «Башню Иванова» идут во многом из-за интерьеров дома купца Дернова», — добавляет Ирина Петровна.

Чаще в пешеходной экскурсии никаких интерьеров нет: только улицы, дворы и подъезды (те, что открыты). Козырь таких прогулок — в историях жизни и стихах. Эффект не мгновенный, зато сохраняется дольше, чем после барских хором.

Хотя многие экскурсанты вспоминают о пикантных моментах биографии Есенина.
— Какие вопросы люди задают?
— Ну какие… Убили его или не убили. Сколько у него было детей. Кто более подготовлен — спрашивает о местах, где он выступал. Одна пожилая дама спорила — уверяла, что он читал стихи в «Бродячей собаке». В основном бытовые вопросы, — Ирина Петровна делает паузу. — Но не это же важно.

Важное проясняется постепенно: мы с Ириной Бурлаковой идём по обычному маршруту есенинской экскурсии. Вначале по Литейному проспекту, к дому № 33.

«Есенин приехал в Петроград, чтобы разобраться, почему его стихи, отправленные в разные журналы, не печатают. Этот приезд стал началом его головокружительного успеха! Первое выступление, первый творческий вечер, первая книга — всё здесь, — рассказывает Бурлакова. — Тогда же у него появилась первая и последняя квартира».

На Литейном, 33, Есенин, женившись на Зинаиде Райх, предпринял одну-единственную попытку создать нормальную семью. Созывал гостей по-хозяйски командовал женой, отмечал 23-летие. Два окна Есенина и Райх на втором этаже выходят во двор — тихий и совсем не парадный, по сравнению с кое-какими своими соседями. Сейчас на фасаде дома — мемориальная доска, квартира — коммунальная. Люди, которые там живут, спрашивают иногда, когда откроется музей. Говорят, что их вроде бы поставили в очередь на расселение.

Через единственный в округе проходной двор идём на Моховую. По дороге Бурлакова говорит, что экскурсия «по поэту», тому или другому, у неё получается, только если к поэту есть личная симпатия. «Должен случиться роман», — объясняет. По впечатлениям Бурлаковой, в Есенине сочеталось яркое мужское начало (из серии «в любой драке первый»), привитое дедом, и нежность, которой его окутывала в детстве бабушка. «Конечно, он был непредсказуемым… Поэт!»

В нынешнем Учебном театре на Моховой (бывшем Тенишевском училище) сохранилась подлинная афиша вечера «Краса», в котором участвовали Клюев, Городецкий и дебютант Есенин в шёлковой голубой рубашке и остроносых сапогах из цветной кожи. Первое публичное выступление — и ему аплодируют так, как никому другому. Всего через пару лет, в 1917 году, здесь же Есенин проводит сольный творческий вечер. Участвует в поэтических выступлениях в поддержку пострадавших на фронте.

Сколько там остаётся? Восемь лет. Поэт уезжает из города, чтобы вернуться летом 1924 года. Предпоследний его адрес — Гагаринская, 1, квартира друга и издателя Александра Сахарова. Летом семья Сахарова была на даче, квартира пустовала, и Есенин поселился в ней, чтобы работать: недавно ему заказали «Песнь о великом походе».

«Работал он до 12 дня, с пушкой на Петропавловке вставал из-за стола, брал трость и шёл по любимому ежедневному маршруту, — рассказывает Ирина Бурлакова. — По набережной, в Летний сад, через Марсово поле и по каналу Грибоедова в «Госиздат» — в нынешний Дом книги».

Сейчас это место, набережная от Гагаринской до Летнего сада, привычно пустынное. Людей здесь всегда мало. Пока мы говорим о Есенине, полном поэтических замыслов, мимо проходит, может, пара человек. Укрываются от дождя. Спешат, не глядя по сторонам. 3анятно, как просто разговор меняет то, что ты видишь: современная реальность отдаляется, уступая место совсем другому, чуть ли не вечному городу…

«А потом был декабрь 1925-го. Eceнин поддался иллюзии: он думал, что город, однажды уже принявший его, даст силы и теперь, – говорит Бурлакова. – Он приехал сюда после очередного нервного срыва – можете представить его состояние».

Он мечется по городу, всем читает поэму «Чёрный человек», да так, что у слушателей мурашки по коже. Даже друзья, по воспоминаниям его боятся – Есенин сам чёрный. Потом он идёт в «Англетер», где остановились его знакомые.

«Когда меня спрашивают, убил себя Есенин или нет, я на это предлагаю почитать «Чёрного человека». У современников не возникало вопроса насчёт самоубийства Есенина. Это вопрос последнего времени».

Времени с новыми скандальными публикациями, спектаклями и сериалами о Сергее Александровиче. «Я стараюсь этого не замечать. Хочется — пусть делают, только подальше от меня», — признаётся Ирина Бурлакова. К поэту и правде о нём этот «бульвар» отношения не имеет.

Мифы о жизни и гибели Есенина, однако, привели к тому, что достоверных исследований о нём немного. «Нет единственного автора, как с другими поэтами Серебряного века, которому бы я стопроцентно доверяла. Нужно пользоваться разными источниками», — говорит Бурлакова. Есенин в воспоминаниях современников, «Загадочная петля» Маслова, воспоминания Анненкова. Мариенгофа — в последнюю очередь, «когда уже есть своё мнение и впечатление».

К «Англетеру» мы уже не идём: там смотреть особенно нечего, а само место известно. Лучше пройти ещё раз от набережной к Литейному, «след в след» за поэтом, только от конца к началу.

автор: admin дата: 9th October, 2010 раздел: Русская поэзия

Статья из газеты “Санкт-Петербургские ведомости” от 4 октября 2010 года,
автор – Полина ВИНОГРАДОВА

Целый год жители Рязанской области, читающие, пишущие, а также танцующие и поющие, готовились к «Большому чтению». Одноимённая программа была организована Рязанской областной библиотекой им. Горького в рамках юбилейных Есенинских дней. Всячески поощрялось не только чтение, но самые различные попытки переосмыслить творчество белокурого земляка.

Новое издание есенинской поэмы «Анна Онегина», включающее переводы текста на одиннадцать языков, стало главным событием литературного года в Рязани и за её пределами. Презентация книги состоялась сначала на сентябрьской Международной книжной ярмарке в Москве, а потом на родине поэта. Тираж в две тысячи экземпляров уже поступил в библиотеки Рязани и области. Выпускать книгу в продажу пока не планируется.

На торжественном вечере в областной библиотеке отрывки из поэмы читали представители посольств Великобритании, Болгарии, Венгрии, Италии, Германии, Румынии, Сербии, Словении, Словакии, Хорватии и Чехии. На языки этих стран переведена поэма. Очевидцы говорят, что благозвучное для русского уха имя с трудом выговаривают немцы, а наши соседи из Восточной Европы произносят почти без акцента…

Впрочем, суть не в имени. На все лады и с разной интонацией дипломаты вслух зачитывали слова светлой музы юности: «Сергей, вы такой нехороший/Мне жалко/ Обидно мне/Что пьяные ваши дебоши/ Известны по всей стране…» И с грустью в голосе, понятной без перевода: «Есть что-то прекрасное в лете/ А с летом прекрасное в нас…».

автор: admin дата: 21st September, 2010 раздел: Русская поэзия

Поэт-фронтовик Григорий Корин скончался в Москве

http://www.rian.ru/culture/20100607/243628227.html


МОСКВА, 7 июн – РИА Новости.
Поэт, фронтовик Григорий Корин (Коренберг) скончался в субботу, 5 июня, на 85 году жизни, сообщил РИА Новости пресс-секретарь Союза писателей Москвы Александр Герасимов.

“Григорий Александрович Корин умер во сне в своей квартире в Химках. У него была хроническая форма ишемической болезни сердца”, – уточнил Герасимов.

Он отметил, что Корин был заметной фигурой в отечественной поэзии. О его стихах очень хорошо отзывались Булат Окуджава, Арсений Тарковский, Мария Петровых и Анастасия Цветаева.

Собеседник агентства уточнил, что прощание с Григорием Кориным состоится во вторник, 8 июня, в Сходненской горбольнице в 13.30. Похороны пройдут на Востряковском кладбище столицы в 15.00.

“Принято считать, что Григорий Корин ввел в русскую поэзию новую тему – “повести о Музе”. Он писал легкие, часто смешные, очень оригинальные стихи, всецело захватывающие читателя. Эту своеобразную стихотворную форму, близкую к разговорной речи, Григорий Корин разрабатывал многие годы”, – рассказал собеседник агентства. – Корин ушёл на фронт добровольцем, когда ему было 16 лет. Был стрелком морской авиации. Участвовал в освобождении Новороссийска и Одессы, во взятии Кенигсберга. Он не знал дня своего рождения, поэтому официальной датой появления на свет выбрал 9 мая – День Победы, так и писал потом в официальных документах”.

Григорий Корин (Коренберг) – поэт, переводчик. Родился в городе Радомышль (Украина). Окончил Бакинский заочный педагогический институт (1952).

Печатался с 1956 г. Автор книг стихов: “Люди мои, люди…”(1962), “Противостояние” (1966), “Смена ритма” (1970), “Прямой переулок” (1974), “Автопортреты” (1976), “Брат” (1981), “Повесть о моей Музе” (1981), “Соль” (1986), “Последняя треть” (1990), “Город Бога” (1992), “Я связан с ветром” (1995), “Так и бывает это” (2000), “Муза и автопортрет” (2005). Переводил поэзию народов СССР.

Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями “За боевые заслуги”, “За взятие Кенигсберга”, “За победу над Германией” и другими наградами.