» Колонка редактора | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.

Рубрика ‘Колонка редактора’

автор: admin дата: 17th December, 2008 раздел: Колонка редактора

О Днях Поэзии в СССР и навязчивых идеях

Бывают ли у Вас навязчивые идеи? Такие, которые, однажды попав в Вашу голову, остаются там до тех пор, пока Вы их не воплотите в реальность? У меня бывают. Хорошо, если это такие маленькие и легко осуществимые идейки – пошёл, сделал, получил огромное удовлетворение и удовольствие и продолжаешь себе жить дальше спокойно. До следующей идеи, которая прилетит в голову. А если идея глобальная? Ты же теряешь покой до полного её воплощения, которое может случиться совсем нескоро.

Где-то месяц тому назад в мою голову забрела мысль, что я непременно хочу стать счастливым обладателем сборника «День поэзии» своего года рождения – 1979. Для непосвящённых дам небольшое пояснение. Однажды в магазине «Старая книга» на мои глаза попался сборник «День поэзии. 1966» – 328 листов увеличенного формата 27 * 20 сантиметров стихов, статей и публикаций о поэзии и поэтах, с фотопортретами некоторых из них – и всего за семьдесят рублей. В прекрасном состоянии. Естественно, я не удержалась от соблазна приобрести его. Обозначенный тираж – 100 000. Своеобразный срез советской эпохи – сборник стихотворений поэтов всех поколений от ветеранов до начинающих поэтов. Кое-что из этого сборника мы выкладывали на нашем сайте, например, статью Юлии Друниной «Гимн поколению» (Размышления по поводу поэтического представления «Павшие и живые» в Московском театре на Таганке).

Сборник этот произвёл на меня неизгладимое впечатление. Недолгое логическое размышление привело меня к мысли, что если есть «День поэзии. 1966», то должны быть и «Дни поэзии» других годов, и их можно попытаться собрать. Мысль эта привела меня на знакомый прежде ресурс alib.ru, где букинисты всей страны предлагают в режиме он-лайн отыскать и заказать нужную книгу. «Дней поэзии» там оказалось в избытке. С какого же начать? Решила со своего года рождения – 1979. Какой была поэзия в том году, когда я решила явиться на свет? Вот она, идея и засела в моём мозгу. Именно «Дня поэзии» 1979 года на виртуальном букинистическом портале не оказалось. Упорно, день за днём я заходила на сайт и искала книгу. Нашла. Но в Рязани. И всего за сто рублей. Плюс оплата отправки наложенным платежом. Букинист, которому я отправила запрос, ответил мне так: «Спасибо за заказ. Но Вы меня ошарашили. Наложенный платёж – 130 руб. До Питера – кошмарные расценки. Вы всё равно подтверждаете заказ?». Внутри себя я улыбнулась, букинисту же ответила: «Приехать за книгой в Рязань обойдётся мне, пожалуй, дороже. Заказ подтверждаю. Высылайте». Последовал обмен ещё несколькими письмами. Отправитель был так впечатлён моей одержимостью купить у него этот сборник, что сам стал искать пути удешевления пересылки. В итоге, я перевела на счёт его мобильного телефона сто рублей и получила свою идею-фикс в лучшем виде ценной бандеролью. До сих пор в душе благодарю этого человека за смекалку, стремительность и оперативность в отправке – сборник пришёл ко мне за пару дней до дня рождения, что было особенно радостно и приятно.

Но чем же так примечателен, так интересен мне этот альманах?

автор: admin дата: 9th December, 2008 раздел: Колонка редактора, Скачать

Около месяца тому назад, в глубинах сети Интернет, я отыскала аудиозапись стихов Сергея Есенина в исполнении Сергея Безрукова. Отыскала и положила на полочку. Почему? Немного боязно было слушать эту запись. Точнее, боязно было прослушать и разочароваться. Стихи на бумаге – это одно, стихи в исполнении автора – другое, и стихи в исполнении кого-то третьего – совсем другое.

Читая стихи на листах, ты как будто ведёшь долгий разговор с человеком их написавшим. Очень интимный разговор, – потому что хорошая поэзия – это всегда обнажённая душа поэта, это выплеск его чувств, эмоций, мыслей, переживаний – некий живой клубок нервов, ложащийся тебе на ладонь. Ты читаешь их глубоко внутри себя. Переживаешь их. Перечитываешь. Уходишь на несколько страниц вперёд – и вдруг бегом возвращаешься назад, к чему-то, что так задело струны твоей души, что тебе хочется ещё раз, или ещё несколько раз, или ещё много раз перечитать, прожить, осмыслить. Ты читаешь стихи, обнаруживая немыслимое, непостижимое, необъяснимое созвучие. Порой читаешь с какой-то своей интонацией, подразумевая какой-то свой смысл, часто задумываясь о том, как бы это звучало у самого автора. Ты ведёшь долгий вдумчивый диалог. Диалог с автором, с его творениями, со своей душой. Каждый такой диалог что-то изменяет внутри тебя.

Чтение стихотворений актёром или автором с эстрады или театральной сцены возможность такого вдумчивого диалога исключают. Невозможно перебить автора с просьбой вернуться к «тому стихотворению», невозможно вступить с ним в диалог, и трудно преодолеть какое-то внутреннее несогласие с интонацией или акцентами. Авторскими ли. Актёрскими ли. Тем труднее его преодолеть, чем больше ты уже успел срастись с этим текстом, расставить свои акценты, сжиться со своим прочтением созвучных строк. В лучшем случае возникает недоумение – как же так?, в худшем – раздражение – ну, нет, это же совсем не так!

Но есть и другой взгляд на чтение стихов. Не читательский. Авторский. Анна Ахматова, по воспоминаниям Павла Лукницкого, не очень любила читать свои стихи с эстрады: «АА объяснила, что она никогда не любила выступать, а в последние годы это её отношение к эстрадным выступлениям усилилось. Потому что не любит чувствовать себя объектом наблюдения в бинокли, обсуждения деталей её внешности, потому что “…разве стихи слушает публика? Стихи с эстрады читать нельзя. Читаемое стихотворение доходит только до первых рядов. Следующие его уже не слышат, и публике остается только наблюдать пантомиму”. И ещё одно объяснение от неё же: «По поводу вечера в капелле: “А мы с Фединым решили, что стихи не надо читать. Доходят до публики только те стихи, которые она уже знает. А от новых стихов ничего не остаётся». Хотя и тут есть парадокс – сама она читать на публике не любила, но с восторгом, восхищением и благоговением отзывалась о публичных чтениях Александра Блока. Павел Лукницкий писал: “Рассказывала о вечере Блока в Малом театре: “Это как богослужение было: тысячи собрались для того, чтобы целый вечер слушать одного”. Ахматова вспоминала, что они с Л. Д. Блок с трудом, большим трудом устроились в администраторской ложе, и не было ни одного свободного приставного стула. “Овации были – совершенно исступленные овации… Когда так бывало?”

автор: дата: 6th November, 2008 раздел: Колонка редактора

Анна Ахматова не любила читать своих стихов публично, перед широкой аудиторией, она считала, что стихи уже живут своей жизнью на бумаге, и её участие в их судьбе декламацией совсем не нужно. Лорка, напротив, панически боялся выпуска своего первого сборника именно по той причине, что до того его стихи жили неразделимо с его голосом, и его страшило то, что они начнут жить сами по себе.

Назым Хикмет считал, что стихотворные переводы его произведений не в полной мере передают его истинные мысли, какими бы прекрасными по своей форме они не были. В спорах с Константином Симоновым он неутомимо доказывал, что суть более точно передаёт подстрочный перевод – и идеальная, совершенная форма стоит малого, если утрачен смысл, который поэт стремился донести до людей его читающих.

Самуил Маршак был глубоко убеждён, что поэт обязан быть музыкальным, а музыкальность приходит к нему лишь тогда, когда в сердце его пылает огонь чувств. Он сокрушался, что многие и многие книги рождены без огня и без сердца – “холодный” способ творчества его глубоко огорчал.

Константин Ваншенкин определил поэзию, как таинственный личный код – звучащий реакцией на мир вокруг нас, как записи в дневнике жизни этим уникальным кодом от момента рождения и до смерти.

Давид Кугультинов считал, что поэзии нет без любви. Без любви в самом полном, многоцветном её понимании.

Можно продолжать этот список бесконечно. Мир щедро одарил нас талантливыми поэтами, писавшими своими таинственными личными кодами о жизни, смерти, любви, красоте, страдании, временах, в которые они жили, людях, которые были с ними рядом, мгновениях, которые они проживали. Они все по-своему уникальны, но их объединяет одно – множество таинственных личных кодов капля за каплей, ручеёк за ручейком образовали бескрайний океан, имя которому Поэзия. Путешествовать по этому океану можно бесконечно. И из каждого такого путешествия неизменно возвращаешься, чувствуя себя богачом, – так много в душе прибавляется, так много в мире открывается заново, так много нового ты узнаёшь о себе самом и о людях, которые рядом сейчас, или жили много лет назад – но никуда не ушли, а остались тут, в этом мире в строках своих стихов.

Мне хочется, чтобы за суетой сегодняшней жизни,мы всё же всегда оставались способны слышать то, что над этой суетой, то, что истинно ценно и важно, чтобы мы прислушивались к миру, к окружающим нас людям, к себе, и почаще находили время на Поэзию – музыку слов, мыслей, чувств, которая была однажды записана на белые листы неровными нервными строчками, руками тех, кому её было дано услышать и записать. Мне хочется, чтобы у каждого из нас находилось в течение дня время – десять, двадцать, тридцать минут, чтобы соприкоснуться с этой Музыкой, вдохнуть её в себя, ощутить её в своей душе, поразмышлять над ней, порадоваться тому, что когда-то кому-то пришла в голову мысль написать первое стихотворение. Мне хочется, чтобы за строками стихов, мы видели людей, их писавших – и всегда помнили, что мы не так уж и сильно от них отличаемся, просто им было дано выразить многое за многих.

Я надеюсь, что на этом сайте Вы найдёте что-то созвучное Вам, что-то удивительное, что-то важное, то, что вырвет Вас на какое-то время из суетного течения дня и увлечёт в большое путешествие по бескрайнему океану, имя которому Поэзия.