» Немного теории | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.

Рубрика ‘Немного теории’

автор: admin дата: 28th May, 2009 раздел: Немного теории

Немного теории

Стих, стиховедение, стихосложение, стихотворение

Цитируется по материалам: Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. школы. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., “Просвещение”, 1978

СТИХ (от греч. stichos — ряд, порядок).

1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. Определяющим признаком Стиха является его строгая ритмическая организация. В стихотворной речи ритм является заранее заданным и более или менее отчётливо обозначенным при помощи правильного чередования ударных и безударных слогов, пауз, окончаний стихотворных строк, рифмы, графического оформления текста и пр. В русском Стихе основной принцип ритмической организации зависит от системы стихосложения (см. Силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое стихосложение).

2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле «стихотворение» неправильно. Однако во множественном числе словом «стихи» обозначают поэтическое творчество («Я люблю стихи»).

———-

СТИХОВЕДЕНИЕ — раздел литературоведения, изучающий стихотворную речь, её строение и содержательную природу: ритмику, интонацию, рифму и звукопись, строфику, их роль в создании художественного целого.

———-

СТИХОСЛОЖЕНИЕ — раздел теории литературы, изучающий организацию стихотворной речи. Основные его вопросы: метрика и ритмика, строфика, звуковая организация (звуковые повторы, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный, драматургический и лирический), жанры и пр.

Часто термином «стихосложение» обозначают особенности стихотворной речи поэта (стихосложение Пушкина), национальные особенности его, зависящие от строя языка (русское стихосложение, французское стихосложение), исторические его формы (русское стихосложение XIX века). В пределах одного языка могут встречаться различные виды стихотворной речи: русское народное стихосложение, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение, тоническое стихосложение — в зависимости от того, какие особенности языка кладутся в основу ритмической организации речи. Существует античное стихосложение, восточное (аруз, бармак), различают более частные виды стихосложения: вольный стих, белый стих, свободный стих и т. д.

автор: admin дата: 26th May, 2009 раздел: Колонка редактора, Немного теории

О чудесах Поэзии, тайной силе стиха и нашей новой рубрике “Немного теории”

К стыду своему, я, наверно, не очень хорошо училась в школе. Ибо порой, как герой Пушкина, не могу отличить ямба от хорея. Впрочем, это, конечно же, преувеличение. В отличие от простого читателя, воспринимающего поэзию преимущественно через призму ощущений и чувств резонансности и сопричастности, я стараюсь вглядываться в стихи, как студент-филолог. Почему как студент? Потому что я в самом начале своего стиховедческого пути. Как-то так случилось, что поэзия для меня стала не только необъяснимым иррациональным чудом, но и частью русской словесности, к которой я всегда проявляла живейший интерес.

Полузабытых знаний из школьной программы (которые, кстати, были скудноваты) на каком-то этапе стало не хватать, и я пустилась в самостоятельное плавание по океану стиховедения. Мне захотелось понять уникальную связь формы стиха и его содержания: как так всегда получается, что рождённое поэтом чудо всё-таки можно уложить в рамки некой теории. Ведь часто строчки приходят к автору откуда-то свыше, а позже оказывается, что они пришли именно в той идеальной форме, которая вызывает наибольший резонанс и у читателя – и тогда, поэзия перестаёт быть личной, и становится общечеловеческой. Мне стало интересно, почему стихотворение способно тронуть душу читателя намного сильнее, острее прозы – и сотрясти всё существо человека всего лишь несколькими строчками. Что такого особенного в стихах, что за тайная сила скрыта в ритме их строк, что некоторые из них врезавшись в память однажды, остаются в ней на долгие годы и десятилетия? Почему, всего однажды прочитав «Парус» Лермонтова, я без труда запомнила его, словно некое магическое заклинание или святую молитву? Почему память моя хранит ещё множество стихов, которые легко легли на сердце?

Человеческий разум устроен так, что ему хочется приблизиться к пониманию того, что всё же можно постичь. Мой разум совсем не исключение. Как человек иногда пишущий стихи, я понимаю, что настоящее, живое стихотворение никогда не рождается без душевного порыва. Как человек много читающий, я замечаю, что прекрасный душевный порыв зачастую утрачивает часть своей силы оттого, что не обрёл достойного обрамления. А ведь для стихов так важно, чтобы гармония слов зазвучала и приобрела ту самую выразительность, ту самую красоту, то самое непринуждённое изящество, которые «долгим эхом отзовутся» в сердце не только самого поэта, но и его читателей. Мне хочется понимать поэзию глубже, чувствовать её острее, знать о ней больше. Мне хочется поделиться тем, что я узнаю, ещё с кем-то, – например, с такими же любопытствующими читателями Поэзосферы… А потому, сегодня мы открываем новую рубрику: «Немного теории», с надеждой на то, что она поможет нам лучше понимать и чувствовать Чудо Поэзии.