О поэзии Бориса Пастернака

Цитируется по: История русской советской поэзии 1941 – 1980. Ленинград, “Наука”, ЛО, 1984.

С. 151 – 152 (начало тут: https://poezosfera.ru/?p=3389)

Отчасти сходную радость нового мирочувствования переживая в это время и Б. Пастернак, создавший в 1956—1959 гг. цикл стихов «Когда разгуляется». Он теперь, как и Н. Заболоцкий, в несравненно большей степени объективирует пейзаж, т. е. не стремится к тому, чтобы превращать природу в гигантский экран собственной души, но целомудренно как бы отходит в сторону, давая ему жить своею жизнью. «Меня деревья плохо видят На отдалённом берегу». Он преисполнен удивления, нежности и того чувства бережности в воссоздании его реальных черт, какого раньше его сосредоточенная на субъективности лирика почти не знала. Теперь поэт хочет «привлечь к себе любовь пространства».

Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою. (1)

В стихотворениях «Весна в лесу», «Когда разгуляется», «По грибы», «Осенний лес», «Липовая аллея», «Заморозки», «Золотая осень» поэт внимательно прислушивается к звукам и шорохам мира. Он ощущает себя должником времени. В стихотворении «Ночь» возникает образ лётчика, пролетающего над многолюдным и тревожным миром. «Страшным креном» повернут перед его взором Млечный Путь, «горят материки», «блуждают, сбившись в кучу, небесные тела»… Вселенная, Земля и душа Лётчика преисполнены тревоги.

В этом же цикле появляется образ Блока, а вместе с ним в стихи входит мотив вселенского непокоя, взвихренной эпохи, слышится посвист мирового ветра, возникают кровавые, зловещие горизонты, таящие угрозы.

В акварельные чистые краски, промытые весной, оттепелью, освещённые молодым солнцем, входят тёмные тона. Быстрые тревожные тени, пробегающие по весенней земле, напоминают о социальном мире XX в.

Б. Пастернак не развил этой темы, она была лишь начата им (ум. в 1960 г.), но вывод для себя — художника и гражданина — им был сделан:

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник,
У времени в плену. (2)

Человек и время… В эту главнейшую для литературы проблему всё чаще вносится заметный философский аспект, настойчивый элемент раздумья, гражданской тревоги и озабоченности. Критика отмечала эту особенность, видя в ней характерную примету поэзии той поры. «Лирика раздумья» появляется не только у поэтов философского склада, таких, например, как Н. Заболоцкий, Б. Пастернак, Л. Вышеславский, П. Семынин, П. Антокольский, В. Сикорский, В. Шаламов, М. Светлов, С. Mapшак, А. Ахматова, Вс. Рождественский, В. Шефнер, Л. Мартынов, Е. Винокуров, но всё настойчивее она разрабатывается и в творчестве поэтов фронтового поколения, что отчасти мы уже видели в стихах С. Орлова, но что можно заметить и в лирике Л. Решетникова, А. Межирова, М. Дудина, К. Ваншенкина, Б. Некрасова, М. Львова, В. Жукова, Ю. Друниной, Г. Пигарева, И. Демьянова, Л. Хаустова, Г. Некрасова, а также и в стихах молодых поэтов — у В. Соколова, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Р. Казаковой, Б. Ахмадулиной, В. Гордейчева, А. Жигулина и многих других.

___________________________________
(1) Пастернак Борис. Стихотворения и поэмы. Л., 1965, с. 456.
(2) Там же, с. 463

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов
Добавить комментарий

Используйте промокод пари и получите дополнительные бонусы при регистрации