Поэзия и эстрада. Дискуссия в “Дне поэзии 1964″. Заключение. Семён Трегуб

ПОЭЗИЯ И ЭСТРАДА

Цитируется по: День поэзии 1964. М., “Советский писатель”, 1964, 174 стр.

Семён Трегуб

Заключая обмен мнениями, Семён Трегуб снова подчеркнул, что никто и никак не покушается на эстраду как таковую:

— Эстрада — наше общее дело, общая забота. Нельзя недооценивать её роль в культурной жизни страны. Стихотворение Константина Ваншенкина направлено не против эстрады вообще, а против того дурного, неполноценного, что с её подмостков преподносят публике иные поэты. «Эстрадный успех» далеко не всегда есть подлинный, настоящий.

В этой связи Семён Трегуб вспомнил любопытный эпизод:

— Около тридцати лет назад на Минском пленуме Правления Союза писателей выступал один поэт, который говорил о Маяковском примерно так: «Мы любим Маяковского. Но не того Маяковского, который написал «Облако в штанах», не того Маяковского, который написал «Флейту-позвоночник», а того Маяковского, который написал «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!». Говорил поэт темпераментно, жестикулировал, сверкал очами, потрясал кудрями. Это был новоявленный Цицерон. Аудитория, увлечённая его речью, бурно аплодировала. Он же продолжал из одного Маяковского делать двух и одного резко противопоставлять другому. Я демонстративно заложил руки за спину. Рядом со мной сидел человек, который тоже не аплодировал. Мы переглянулись. Я был молод, а сосед мой выглядел стариком: аккуратная седая бородка, усы, очки. Он тихо сказал мне: «Настоящий писатель так красиво говорить не может». Это был Михаил Михайлович Пришвин.

Говорить красиво не значит ещё говорить хорошо, по-писательски. Можно искусно прочесть и плохо написанные стихи. С эстрады не всегда всё разглядишь.

Здесь часто упоминалось имя Маяковского, ссылались на него. Маяковский выступал, конечно, блестяще. Я не раз слышал его. И каждая встреча с поэтом была праздником. Но следует иметь в виду и то, что Маяковский в силу известных причин вынужден был читать стихи с эстрады,— ему нужно было завоёвывать слушателей-читателей, преодолевать то сопротивление, которое оказывали ему недруги.
(А. Л. Барто: А разве сейчас поэты не должны завоёвывать аудиторию?)

— Должны. Нужно, однако, иметь в виду, что мы живём сейчас в иных условиях, нежели те, в каких жил Маяковский. И то, что мешало ему пробиться к аудитории, нам теперь не мешает. Напомню и то, что мне пришлось однажды слышать из уст Маяковского. Он выступал в Евпатории. Задали вопрос: «Почему такие дорогие билеты?» Он ответил: «Это налог на вашу неграмотность. Могли бы читать сами, сюда не пришли бы». Ответ, разумеется, шуточный. Но все, надеюсь, согласятся с тем, что для того, чтобы завоевать аудиторию, писателю необходимо хорошо писать. Без этого — не может быть прочного успеха. Отлично сказал об этом ещё на Первом нашем Всесоюзном съезде Леонид Соболев: «Партия и Правительство дали советскому писателю решительно всё. Они отняли у него только одно — право плохо писать». Слова эти не утратили своего живого значения и сегодня.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов
Добавить комментарий

Используйте промокод пари и получите дополнительные бонусы при регистрации