Поэзия и эстрада. Дискуссия в “Дне поэзии 1964″. Евгений Осетров

ПОЭЗИЯ И ЭСТРАДА

Цитируется по: День поэзии 1964. М., “Советский писатель”, 1964, 174 стр.

Евгений Осетров

— Я не собираюсь ставить все точки над «i» в споре на тему — поэзия и эстрада. Обращу внимание на то, что в «Литературной газете» появилось письмо читателя Феликса Рахлина и ответ Константина Ваншенкина. Процитировав строку «В поэзии — пора эстрады…», читатель спросил: «Но плохо ли это?» и дальше: «Собственно, не представляется ли она, эта пора, порой расцвета одной из замечательных традиций советской поэзии, традиции, идущей от Маяковского?» Ответ Константина Ваншенкина весьма убедителен. Он показал, что читатель заблуждается, что он неверно толкует смысл стихотворения «В поэзии — пора эстрады…».

Это стихотворение отнюдь не умаляет достижений нашей поэзии, её вечно живые высокие образцы, передо мной груда зарубежных изданий. Передавая разнохарактерные впечатления о нашей стране, туристы всё пространнее — в один голос! — говорят о непонятной, «загадочной» любви советского народа к стихам. Приведу только «шапки», писавшие в иностранных изданиях: «Москва — столица поэзии»;
«Страна снегов отмечает День поэзии!»;
«У памятника Пушкину — никогда не вянут живые цветы».

А вот, например, что пишет издание «Культур», выходящее в Западной Германии: «Кто увидит, как молодые поэты по вечерам читают свои новые стихи перед сотнями зрителей-критиков, а вдобавок узнаёт, что то же самое происходит в отдалённых сибирских городах, тот поймёт, как много изменений произошло в Советском Союзе… Нужно сказать, что литература, в том числе поэзия, играет в жизни Советского Союза роль гораздо более значительную, чем это имеет место в нашей стране».

Да, это, конечно, так!

Владимир Маяковский мечтал о том времени, когда у нас понимание стихов станет выше «довоенной нормы». Ныне «норма» эта перекрыта с лихвой. В Москве, Ленинграде, Воронеже, в столицах союзных республик появились специализированные магазины «Поэзия». Они становятся своеобразными клубами любителей поэзии. Несколько лет назад сборник «День поэзии» был столичной новинкой. Ныне у него есть братья в Киеве, Минске, Тбилиси, Ташкенте, Ленинграде, Ярославле, Горьком, Новосибирске…

В последнее время не только молодые, но и большая группа поэтов старшего поколения переживают своеобразную творческую весну. Я имею в виду Александра Прокофьева, Максима Рыльского, Николая Рыленкова, Петруся Бровку, Сергея Смирнова, Бориса Ручьева, Мирзо Турсунзаде, Ярослава Смелякова, Людмилу Татьяничеву, Виктора Полторацкого, Всеволода Рождественского, Павла Антокольского.

Большинство наших поэтов могут вслед за Ярославом Смеляковым гордо сказать:

Поэзия! Моя отрада!
Та, что всего меня взяла
и что дешёвою эстрадой
ни разу в жизни не была;
та, что, порвав на лире струны,
чтоб не томить и не бренчать,
хотела только быть трибуной
и успевала ею стать;
та, что жила едва не с детства,
с тех пор, как мир её узнал,
без непотребного кокетства
и потребительских похвал…

Так пусть же поэзия всегда будет прежде всего трибуной, с которой можно сказать миру много значительного, волнующего, доброго.

Да живёт поэзия — трибуна жизни, сторонящаяся дешёвого, мимолётного успеха, раздумывающая, говоря словами Маяковского, «о времени и о себе»!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов
Добавить комментарий

Используйте промокод пари и получите дополнительные бонусы при регистрации