» Поэзия и эстрада. Дискуссия в “Дне поэзии 1964″. Василий Фёдоров | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.
автор: admin дата: 24th March, 2009 раздел: Поэты о поэзии, Советская поэзия

ПОЭЗИЯ И ЭСТРАДА

Цитируется по: День поэзии 1964. М., “Советский писатель”, 1964, 174 стр.

Василий Фёдоров

Василий Фёдоров поддержал С. Трегуба в его критике пошлых стихов, рассчитанных на «эстрадный успех».

— У нас было очень много эстрадной шумихи, эстрадных успехов,— сказал он.— Но так называемый эстрадный успех оказывается на поверку не очень стойким, если нет успеха самой поэзии, того, что способно жить как поэзия.

Я хотел бы отделить понятие «эстрада» от понятия «трибуна». Для поэта нужна трибуна, та самая, которой пользовался Маяковский, чтобы пропагандировать высокую поэзию, свои взгляды. Эстрада же требует развлекательности, и поэт нередко становится пленником аудитории, которая хочет развлекаться.

Надо подумать о лучшей организации наших поэтических выступлений, о лучшей организации праздника Дня поэзии.

Я уже не раз говорил, что День поэзии у нас превратился в нечто эстрадное, потому что мы выбрасываем в этот день на книжный рынок всё, что у нас есть: стихи хорошие и плохие. И на вечерах, разумеется, читают разное: хорошее и плохое. А критического анализа нет.

Выступает, например, в Политехническом Николай Ушаков, читает прекрасные стихи — зал вежливо аплодирует. После него читает юный автор,— у него сильный голос, обаятельная улыбка, тёмные кудри до плеч. Читает стихи посредственные, и зал принимает их с восторгом. Мы же в это не вмешиваемся, не ставим всё на свои места, не помогаем молодому поэту понять, что стихи его всё-таки посредственные, а Николая Ушакова — превосходные.

Наши публичные выступления привлекли за последние годы внимание к поэзии многих читателей. Надо придать большее значение этим встречам.

Выход на эстраду надо всячески приветствовать, но не надо его переоценивать. Если говорить о состоянии нашей поэзии, то я должен сказать, что мы не выполняем серьёзной исторической задачи. Вспомним, что Данте вложил все чувства и мысли в свою «Божественную комедию», он, так сказать, построил законченный современный ему мир. А мы очень мало беспокоимся, о поэтической законченности нашего мира. Мы как бы вырываем из нашего мира отдельные клочки и цитаты. Я воспринимаю стихи как цитаты из великой вещи, которую мы ещё не написали.

Наш социалистический мир молод. Но в нём уже накопилось огромное богатство представлений, произошло формирование новой человеческой личности. Но мы это поэтически ещё не синтезировали. И кажется, всё, что мы сейчас делаем,— это сколки с отдельных деталей вещи, которая как бы в проекте.

Эстрада мешает работать над поэмой, потому что эстрада и поэма — вещи трудносовместимые. В поэме вопросы психологии решаются совсем не так, как в стихотворении, которое поэт читает с эстрады.

Я писал предисловие к сборнику «Факел», который был издан после Четвёртого всесоюзного совещания молодых писателей. В этом сборнике не было представлено ни одной поэмы. Боюсь, что сейчас культура поэмы несколько утрачивается…

Мы должны воспитывать серьёзное отношение к эстраде. Давайте приучать аудиторию к серьёзным стихам. Когда Блок выходил на трибуну, то он не делал никаких уступок слушателям, он их воспитывал.

Метки: , , ,

Оставить комментарий

Comments Protected by WP-SpamShield Spam Filter