» Советская поэзия | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.

Рубрика ‘Советская поэзия’

автор: admin дата: 25th July, 2009 раздел: Советская поэзия, Стихотворения

Виктор Кирюшин


Цитируется по: День поэзии. 1987. Москва: Сборник. -М.: «Советский писатель», 1987, 224 стр.

ПОСЛЕ БИТВЫ

Тополей верхушки задевая,
Проползли над миром облака,
И скатилась капля
Дождевая
По земле горячей, как щека.

А в земле не горько
И не больно,
Только вот мала она,
Мала,
Потому и обнялись
Невольно
Ратников посеченных тела.

Где она, лихая вражья сила?
Дай увидеть волю,
Воскреси!
Дремлет поле — братская могила
Посреди недремлющей Руси.

МОЕ ВРЕМЯ

Во времена суровой сшибки —
Лицом к лицу —
Добра и зла
Вершатся горькие ошибки
Или великие дела.

Идёт незримое сраженье,
Где лесть отточена,
Как нож,
И равносильна пораженью
Благонамеренная ложь,

Да будет истина
Основа
Любому делу
И цена!
Всё на крови:
Судьба и Слово,
И Совесть,
Если есть она.

ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941—1945)

Цитируется по: История русской советской поэзии 1941 – 1980. Ленинград, “Наука”, ЛО, 1984.

Стр. 7 – 15

* * *

Военная действительность начальной поры потребовала от литературы, в особенности в первые месяцы, по преимуществу агитационно-плакатных слов — ударных, открытых, публицистически-целенаправленных. Поистине стихи, по завету Вл. Маяковского, были приравнены «к штыку». Листовка, говорил Николай Тихонов, была подчас для поэта важнее стихотворения, а стихотворение нередко стремилось к тому, чтобы стать листовкой, не чувствуя себя при этом эстетически ущемлённым. «Никогда не было такого разнообразия в писательском арсенале! — вспоминал он же в статье «В дни испытаний». — Краткие яркие корреспонденции, зарисовки сразу после боя, впечатления, наблюдения, портреты отдельных героев, листовки, боевые листки, обращения к солдатам противника, многочисленные выступления по радио, статьи, и стихи, и призывы, обращённые в края, оккупированные фашистами, материалы для партизанской печати, очерки, рассказы, беседы, фельетоны, обзоры, рецензии…» (1) Поэты, по свидетельству Н. Тихонова, не представляли в этом разнообразном газетном, по преимуществу сугубо публицистическом деле никакого исключения. Наоборот, «стих получил особое преимущество», так как «писался быстро, не занимал в газете много места, сразу поступал на вооружение…» (2)

Стихотворная публицистика — наиболее развитая, наиболее широко распространённая разновидность литературной работы в годы Великой Отечественной войны. Многие поэты целиком посвятили ей свой талант. Евг. Долматовский в воспоминаниях о Джеке Алтаузене пишет, что поэт печатался в каждом номере своей газеты и с гордостью называл себя рядовым газетного полка.

Фронтовой быт военных поэтов не многим отличался от жизни солдат и боевых офицеров, они полностью делили с ними все тяготы обстановки. Не только корреспонденции, но и стихи рождались буквально «на местности». Как писал, заключая своего «Василия Тёркина», Александр Твардовский, —

На войне под кровлей шаткой,
По дорогам, где пришлось,
Без отлучки от колёс,
В дождь, укрывшись плащ-палаткой,
Иль зубами сняв перчатку,
На ветру, в лютой мороз,
Заносил в свою тетрадку
Строки, жившие вразброс… (3)

автор: admin дата: 21st July, 2009 раздел: Поэзия и эпохи, Советская поэзия, Фронтовые поэты

Цитируется по: История русской советской поэзии 1941 – 1980. Ленинград, “Наука”, ЛО, 1984.

* * *

24 июня 1941 г. в газете «Известия» была опубликована песня Вас. Лебедева-Кумача «Священная война».

На следующий день композитор А. В. Александров написал к ней музыку.

Ещё через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.

Ни одно литературное произведение периода Великой Отечественной войны не обретало столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня, родившаяся, можно сказать, в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе.

А. В. Александров в статье «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война» писал:
«…”Священная война” вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Когда группа Краснознамённого ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы — исполнители — нередко плакали». (1)

Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными воюющей страны.

Во многих документальных произведениях приводятся волнующие факты исключительного воздействия «Священной войны», неизменно вызывавшей прилив мужества и бесстрашия.
В воспоминаниях бывшего комбата партизанского полка Н. Москвина рассказывается, например, как в мае 1943 г. этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприёмник. «Настраивай па Москву, — бросил на ходу одному из партизан командир батальона. В это время гитлеровцы повели сумасшедшую контратаку, стремясь отбить помещение станции. Напряжённость боя всё возрастала. И вдруг среди ночи, освещённой пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу слова:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна —
Идёт война народная,
Священная война!

Трудно даже вообразить, как это было неожиданно и кстати. Мощный радиоприёмник разносил вдохновенные слова и звуки… Песня прорывалась в промежутках между разрывами гранат и
пулемётными очередями, её не в силах были заглушить крики врагов». (2)

автор: admin дата: 21st July, 2009 раздел: Поэты о Петербурге, Советская поэзия, Стихотворения

Анатолий Краснов (р. 1932)

Цитируется по: А.М. Краснов. Взор. Л.О. изд-ва “Советский писатель”, 1987 г., 256 стр.

* * *

А город, который люблю я, не спит,
Хоть полночь ступает, зарю опуская.
Листва над некрополем чуть шелестит.
И в чаше гранитной тревожно горит
Огонь, словно вечная память людская.

И двое отсюда идут не спеша,
Гвоздики на камне оставив с поклоном.
Здесь горло сжимает, стоишь не дыша,
И тяжко наполнена болью душа
Пред этим огромным покоем зелёным.

Не спит этот город, который люблю,
Пронизанный нежностью, грустью и светом.
«Даруй ему счастье», — судьбу я молю.
Я добрые звуки земные ловлю,
Шагая открытым, как небо, проспектом.

Не спит этот город, поднявший мосты,
Где бродят в обнимку беспечные пары.
И мягки и милы родные черты,
Когда над Невою склоняешься ты…
А время доносит эпохи удары.

РЕШЁТКА ЛЕТНЕГО САДА

Искусство всегда современно, —
Я чувствую,
А не сужу.
Как будто за мыслью нетленной
По линиям строгим слежу.
Сквозная,
За ней и над нею —
И воздух,
И свет,
И простор,
И легче душе,
И яснее,
И как бы пронзительней взор.
Пред миром означена чётко,
Как будто взлетает она,
Единственная решётка,
Которая сердцу нужна.

автор: admin дата: 20th July, 2009 раздел: Советская поэзия, Стихотворения

Анатолий Краснов (р. 1932)

Цитируется по: А.М. Краснов. Взор. Л.О. изд-ва “Советский писатель”, 1987 г., 256 стр.

* * *

Поле Марсово и Летний
Сад в мерцающей листве.
Сколько их,
Двадцатилетних,
Белой ночью на Неве!
Сколько встреч и разговоров
И молчания вдвоём
Там, где бронзовый Суворов
Перед Кировским мостом.
Не на ближний фронт отправка,
Не печаль,
А смех и спор
Там, где Зимняя канавка
Выбегает на простор.
То не дым пожаров дальних,
Не костёр пред шалашом,
То огонь колонн Ростральных
В небе тихом и большом.
В ночь июня или мая,
Что зазывна и чиста,
Им бродить, не уставая,
От моста и до моста.
Молодыми называться,
Видеть невскую волну…
Хорошо, что им по двадцать
И не надо на войну.