» Советская поэзия | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.

Рубрика ‘Советская поэзия’

автор: admin дата: 25th July, 2009 раздел: Советская поэзия, Стихотворения

Сергей Агальцов (р. 1954)

Цитируется по: День поэзии. 1987. Москва: Сборник. -М.: «Советский писатель», 1987, 224 стр.

* * *

Из тальника неверный сделай шаг —
И враз нога срывается в овраг.

Поодаль то ли дом, то ли изба,
И в небо криво целится труба.

Войдя во двор, открыть пытаюсь дверь —
Ворчит собака — незлобивый зверь.

Выходит из обители своей,
От солнца щурясь, дядя Тимофей.

Недвижно смотрит, всё же узнает
И невесомо руку подаёт.

Присев на брёвна, курит «Беломор»
И созерцает полевой простор.

— Уже в могиле ты ногой одной,
Зачем развёлся, говорю, с женой? —

И отрешённый взгляд его ловлю.
— А я свободу, слышишь ли, люблю…
— Свободу? Это в семьдесят-то лет?
— Ты молод, милый,— молвит он в ответ.

автор: admin дата: 25th July, 2009 раздел: Советская поэзия, Стихотворения

Нина Шевцова

Цитируется по: День поэзии. 1987. Москва: Сборник. -М.: «Советский писатель», 1987, 224 стр.

СТАКАН

Разбила дедушкин стакан…
Подумаешь, причина!
Стакану век короткий дан.
Светла его кончина.

Притом — случайно, не со зла.
Ну, что же, ну — разбила…
Я все осколки замела.
Другой стакан купила.

А дед грустит. А дед, хоть плачь,
Уткнулся в угол серый:
То чай остыл, то чай горяч,
То сладок чай без меры…

* * *

Не смейся, брат, когда оркестр Лундстрема
Я с Эллингтоном спутаю. Поставь
Ту, долгую, где так спокойна тема,
Как речка наша. Бродом или вплавь,
То выходя на отмель по колено,
То упуская илистое дно,
Плыви на правый берег, где степенно
Горбушка сена высится. Давно
Там ждут тебя, под свист и треск цикады,
Галушек миска, кружка молока,
Там вдоль плетня бренчит и трётся стадо,
Сквозь пыль являя мутные рога,
Там бабушка поёт: «Пора вечерять!..»
А руки жжёт, натёртые серпом,
И отдых близко — только плыть и верить…
Устал, братишка?
— Малость. Ну, плывём!

автор: admin дата: 25th July, 2009 раздел: Советская поэзия, Стихотворения

Виктор Кирюшин


Цитируется по: День поэзии. 1987. Москва: Сборник. -М.: «Советский писатель», 1987, 224 стр.

ПОСЛЕ БИТВЫ

Тополей верхушки задевая,
Проползли над миром облака,
И скатилась капля
Дождевая
По земле горячей, как щека.

А в земле не горько
И не больно,
Только вот мала она,
Мала,
Потому и обнялись
Невольно
Ратников посеченных тела.

Где она, лихая вражья сила?
Дай увидеть волю,
Воскреси!
Дремлет поле — братская могила
Посреди недремлющей Руси.

МОЕ ВРЕМЯ

Во времена суровой сшибки —
Лицом к лицу —
Добра и зла
Вершатся горькие ошибки
Или великие дела.

Идёт незримое сраженье,
Где лесть отточена,
Как нож,
И равносильна пораженью
Благонамеренная ложь,

Да будет истина
Основа
Любому делу
И цена!
Всё на крови:
Судьба и Слово,
И Совесть,
Если есть она.

ПОЭЗИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941—1945)

Цитируется по: История русской советской поэзии 1941 – 1980. Ленинград, “Наука”, ЛО, 1984.

Стр. 7 – 15

* * *

Военная действительность начальной поры потребовала от литературы, в особенности в первые месяцы, по преимуществу агитационно-плакатных слов — ударных, открытых, публицистически-целенаправленных. Поистине стихи, по завету Вл. Маяковского, были приравнены «к штыку». Листовка, говорил Николай Тихонов, была подчас для поэта важнее стихотворения, а стихотворение нередко стремилось к тому, чтобы стать листовкой, не чувствуя себя при этом эстетически ущемлённым. «Никогда не было такого разнообразия в писательском арсенале! — вспоминал он же в статье «В дни испытаний». — Краткие яркие корреспонденции, зарисовки сразу после боя, впечатления, наблюдения, портреты отдельных героев, листовки, боевые листки, обращения к солдатам противника, многочисленные выступления по радио, статьи, и стихи, и призывы, обращённые в края, оккупированные фашистами, материалы для партизанской печати, очерки, рассказы, беседы, фельетоны, обзоры, рецензии…» (1) Поэты, по свидетельству Н. Тихонова, не представляли в этом разнообразном газетном, по преимуществу сугубо публицистическом деле никакого исключения. Наоборот, «стих получил особое преимущество», так как «писался быстро, не занимал в газете много места, сразу поступал на вооружение…» (2)

Стихотворная публицистика — наиболее развитая, наиболее широко распространённая разновидность литературной работы в годы Великой Отечественной войны. Многие поэты целиком посвятили ей свой талант. Евг. Долматовский в воспоминаниях о Джеке Алтаузене пишет, что поэт печатался в каждом номере своей газеты и с гордостью называл себя рядовым газетного полка.

Фронтовой быт военных поэтов не многим отличался от жизни солдат и боевых офицеров, они полностью делили с ними все тяготы обстановки. Не только корреспонденции, но и стихи рождались буквально «на местности». Как писал, заключая своего «Василия Тёркина», Александр Твардовский, —

На войне под кровлей шаткой,
По дорогам, где пришлось,
Без отлучки от колёс,
В дождь, укрывшись плащ-палаткой,
Иль зубами сняв перчатку,
На ветру, в лютой мороз,
Заносил в свою тетрадку
Строки, жившие вразброс… (3)

автор: admin дата: 21st July, 2009 раздел: Поэзия и эпохи, Советская поэзия, Фронтовые поэты

Цитируется по: История русской советской поэзии 1941 – 1980. Ленинград, “Наука”, ЛО, 1984.

* * *

24 июня 1941 г. в газете «Известия» была опубликована песня Вас. Лебедева-Кумача «Священная война».

На следующий день композитор А. В. Александров написал к ней музыку.

Ещё через день она была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.

Ни одно литературное произведение периода Великой Отечественной войны не обретало столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня, родившаяся, можно сказать, в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе.

А. В. Александров в статье «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война» писал:
«…”Священная война” вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Когда группа Краснознамённого ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы — исполнители — нередко плакали». (1)

Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными воюющей страны.

Во многих документальных произведениях приводятся волнующие факты исключительного воздействия «Священной войны», неизменно вызывавшей прилив мужества и бесстрашия.
В воспоминаниях бывшего комбата партизанского полка Н. Москвина рассказывается, например, как в мае 1943 г. этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприёмник. «Настраивай па Москву, — бросил на ходу одному из партизан командир батальона. В это время гитлеровцы повели сумасшедшую контратаку, стремясь отбить помещение станции. Напряжённость боя всё возрастала. И вдруг среди ночи, освещённой пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу слова:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна —
Идёт война народная,
Священная война!

Трудно даже вообразить, как это было неожиданно и кстати. Мощный радиоприёмник разносил вдохновенные слова и звуки… Песня прорывалась в промежутках между разрывами гранат и
пулемётными очередями, её не в силах были заглушить крики врагов». (2)