» Забытые имена: Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.
автор: admin дата: 26th June, 2010 раздел: Биографии, Забытые имена

МИРРА АЛЕКСАНДРОВНА ЛОХВИЦКАЯ
1869-1905

Мирра (Мария) Александровна Лохвицкая родилась и Петербурге, в семье адвоката, профессора права. В семье проявляли горячий интерес к литературе: младшая сестра поэтессы стала впоследствии известной писательницей-юмористкой И. А. Тэффи. Пройдя домашнюю подготовку, образование Мирра Лохвицкая получила в московском Александровском институте. В 1892 году вышла замуж за архитектора Жибера, некоторое время жила в Тихвине и Ярославле, затем снова в Москве. Была матерью нескольких детей.

Лохвицкая рано начала писать, первые её стихотворения были напечатаны в 1888 году, ещё до окончания института; в 1889 году выступила в журнале «Север». Известность поэтесса приобрела к 1892 году, когда в «Русском богатстве» появилась её поэма «У моря». Имя Мирры Лохвицкой частью Критиков и читателей, привлечённых нарядным убранством и звонкостью её стихов, было поднято на щит. Популярность поэтессы особенно возросла к концу XIX века: на вечерах, где она выступала, в частности на «пятницах» Случевского или в концертах в пользу Литературного фонда, ей сопутствовал шумный успех, подкреплённый и большим личным обаянием Лохвицкой; на неё писалось множество пародий, не раз под её именем печатались другие стихотворцы. На фоне печальной, бескрылой поэзии, господствовавшей в 80—90-х годах, стихотворения Лохвицкой подкупали своим мажорным тоном, утверждением свободы чувства, ощущением радости. Поэтесса была одарена несомненным талантом. Но при эклектичной, даже всеядной системе своих поэтических средств Мирра Лохвицкая была далека от того, чтобы воплотить всю естественность чувства. Она предавалась в стихах «восторгам» и «экстазам», однако любовная страсть в её поэзии — страсть в значительной мере условная, декоративная, отдающая литературщиной, а «вакхичность» её наиграна. Слог стихотворений Лохвицкой можно назвать переходным: она отталкивалась от классической поэтики XIX столетия, но не выработала своей, принципиально новой и оригинальной. Лохвицкую причисляли к школе Бальмонта, с которым она была близко связана, но она непосредственно училась и у Аполлона Майкова. Её стихи служили как бы предпольем поэзии декаданса конца XIX — начала XX века. Недаром Игорь Северянин среди своих предшественников и учителей называл в первую очередь Фофанова и Мирру Лохвицкую.

В последние годы Лохвицкая писала вещи в драматической форме на средневековые и библейские темы — «ударилась,— как отмечал профессор С. Венгеров, её современник,— в средневековую фантастику, в мир ведьм, культ сатаны».

Сборники стихотворений М. Лохвицкой выходили несколько раз. За первый из них (1896) она была удостоена Пушкинской премии Академии наук. В 1900 году были изданы её «Стихотворения в трёх томах». Скончалась Мирра Лохвицкая в Петербурге 27 августа 1905 года от туберкулёза лёгких и похоронена е Александро-Невской лавре.

Цитируется по: Русские поэтессы XIX века/Сост. Н. В. Банников. Гравюры Н. И. Калиты. Оформ. Н. И. Крылова.— М.: Сов. Россия, 1979.— 256 с, ил. гравюры.

Метки: , ,

Оставить комментарий

Comments Protected by WP-SpamShield Spam Filter