» Александр Блок. Город мой. Стихи о Петербурге-Петрограде | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.
автор: admin дата: 20th October, 2008 раздел: Поэты о Петербурге

В. Орлов.
Город Блока. Часть первая

Действенный Петербург (слова Ал. Блока)

Цитируется по: Александр Блок. Город мой. Стихи о Петербурге-Петрограде. Лениздат, 1957.

Одно из самых прекрасных и совершеннейших созданий русского национального гения, Петербург – Ленинград – и как тема и как образ – оставил глубокий неизгладимый след в сознании людей разных поколений. Русское искусство (живопись и графика, по преимуществу) запечатлело сложный многопланный образ великого города в его внешнем выражении, во всём богатстве и во всей красоте его монументальных форм.

Но изобразительное искусство по природе своей, не могло в полной мере воплотить чувство Петербурга как явления культурной истории и темы душевных переживаний. Зеркалом, вобравшим в себя многообразные отражения Петербурга в сознании русского общества, явилась художественная литература.

Петербург – один из “вечных образов” русской литературы. Образ этот, естественно, не оставался неизменным на протяжении двух столетий “петербургского периода” русской истории. Каждая историческая эпоха накладывала на Петербург свой отпечаток и вносила нечто новое в его понимание. Каждое поколение по-своему чувствовало Петербург. Возникали различные аспекты восприятия города, различные приёмы и стили его изображения, складывались различные традиции воплощения его образа в художественном слове.

Множество русских писателей в стихах и в прозе в той или иной мере затронули тему Петербурга. Но, если не вдаваться в частности, нужно назвать четырёх великих художников слова, для которых эта тема стала органической и в творчестве которых нашли наиболее полное и чёткое художественное воплощение главные аспекты восприятия Петербурга в разные эпохи его истории. Это – Пушкин, Гоголь, Достоевский и Блок.

В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине “действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественно сознание. Не будет преувеличением сказать, что Блок – наиболее “петербургский” из всех русских поэтов. И это при том, что он сравнительно скупо и бегло описывал Петербург – его площади, улицы, памятники и здания. Но всё творчество Блока проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа – от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить самое чувство Петербурга.

Это было отмечено давно, когда Блок, в сущности, только начинал свой творческий путь. Литературные критики девятисотых годов единодушно аттестовали Блока как “поэта города”, и не просто города, а именно Петербурга, и ещё точнее – “как гениального поэта Невского проспекта”.

Вот, к примеру, что писали о Блоке в 1908 году: “Александр Блок, поистине, может быть назван поэтом Невского проспекта… Блок – первый поэт этой бесплотной улицы. В нём – белые ночи Невского проспекта, и эта загадочность его женщин, и смутность его видений, и призрачность его обещаний. В России теперь появились поэты города, но Блок – поэт только этой единственной улицы, самой напевной, самой лирической изо всех мировых улиц. Идя по Невскому, переживаешь поэмы Блока – эти бескровные и обманывающие, и томящие поэмы, которые читаешь и не можешь остановиться”. (К. Чуковский. От Чехова до наших дней, изд.3, Спб., 1908, стр. 33).

Разумеется, сейчас нельзя принять подобную характеристику творчества Блока. Касаясь только одной и вовсе не самой существенной стороны его поэзии, характеристика эта была неполной уже и в 1908 году, когда Блок писал о страданиях обездоленного человека, об исторических судьбах России и о грядущей революции, когда уже явным стало всё громадное идейное содержание его творчества. Но петербургский колорит и петербургская атмосфера поэзии Блока подмечены здесь совершенно правильно.

Пусть в стихах Блока мы сравнительно редко встречаем конкретно-вещественные детали петербургского пейзажа, но при всём том эти стихи (и не только составляющие в собрании лирики Блока раздел “Город”) очень локальны. И в “Снежной маске”, и в “Страшном мире”, и в других лирических циклах Блока перед нами возникает цельный и сложный образ не безликого большого города, но именно Петербурга. И о чём бы не писал Блок – о фешенебельном ресторане или о “крышах дальних кабаков”, о “колодцах дворов” или о “ледяной ряби канала”, о снежной вьюге или о жёлтой заре, – это всегда петербургские рестораны и кабаки, петербургские дворы и каналы, петербургская вьюга и петербургская заря.

Поэтом довольно трудно выбрать из лирического наследия Блока “стихи о Петербурге” по внешне тематическим признакам. По существу, добрая половина всех стихов Блока – о Петербурге.

Говоря о петербургской лирике Блока, важно учесть, что тема Петербурга не изолирована от общей идейной и моральной проблематики творчества поэта. Данная тема входила в тесное, органическое соотношение с самыми основными темами его философско-исторического, общественного и художественного мировоззрения. В “городских” стихах зрелого Блока представления его о мире и о человеке, об истории и современности выражены с не меньшей ясностью и убедительностью, нежели в его патриотической гражданской лирике.

Образ Петербурга – столицы Российской империи, цитадели русского капитализма – раскрыт Блоком в его трагической и революционной сущности. Это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта, капиталистический город со всеми реально-историческими чертами своего облика. Это город, где “богатый зол и рад” и “унижен бедный”. И вместе с тем, это город, полный бунтарской, революционной энергии, город людей, “поднимающихся из тьмы погребов” на штурм старого мира. “Городские” стихи зрелого Блока проникнуты тем гуманистическим и демократическим чувством и тем тревожным ощущением близящихся великих революционных потрясений, которые с такой впечатляющей силой выражены в его творчестве.

В этом ощущении катастрофичности и революционности исторического Петербурга конца XIX – начала XX веков сказалась вся значительность, идейная глубина и содержательность воплощённого в стихах и поэмах Блока поэтического восприятия великого города, ставшего колыбелью победоносной пролетарской революции. Не случайно в поэзии Блока нашли отражение основные моменты русской революционной истории, связанные с Петербургом: освободительное движение конца 1870-х годов, 1905 год, Великий Октябрь.

Метки: ,

Оставить комментарий

Spam Blocking by WP-SpamShield