» Ольга Грудцова. В кольце разлук и встреч (о стихотворении Сергея Наровчатова) | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.
автор: admin дата: 1st May, 2009 раздел: Советская поэзия

Ольга Грудцова

В КОЛЬЦЕ РАЗЛУК И ВСТРЕЧ

Цитируется по: День поэзии 1972. М., “Советский писатель”, 1972, 288 стр.

О чём написано стихотворение Сергея Наровчатова «Зелёные дворы»? Совсем не просто ответить на такой вопрос. Истинно художественное произведение никогда не однозначно. И чем больше в нём поэзии, тем  труднее  его пересказать.

В стихотворении лирико-философские размышления героя перемежаются с эпическим мотивом. Герой ходит по улицам, по зелёным дворам, думает о жизни человека, об ушедшей молодости, о войнах, несущих с собой расставания, переносится в прошлое Москвы, перед ним предстают сцены из разных веков… Он видит и будущее — в образе дерзко отстранившего его юнца.
Чтобы ввести мотив исторических войн, поэт избрал своеобразный прием, он обратился к Третьяковской галерее, которая угадывается в старинном тереме, скрывшемся в листве.

Но не к развешанным в музее картинам обращается Наровчатов, изображая сцены прощанья воинов с возлюбленными, а к своему воображению, воспоминаниям, думам о своей судьбе, о встречах и разлуках с любимыми… Пережитое своеобразно преломляется, воплощается в образах из современности и далекого прошлого.

«Зелёные дворы» пронизывает мысль о том, что человек живёт встречами, не думая о подстерегающих его утратах.

На улицах Москвы разлук не видят встречи,
Разлук не узнают бульвары и мосты.
Слепой дорогой встреч я шёл в Замоскворечье.
Я шёл в толпе разлук по улицам Москвы.

Этой строфой открывается стихотворение и ею же завершается. Она как бы обрамляет стихи, подчёркивая их сокровенную суть, Почему в стихотворении много глаголов? Здесь всё в движении. Герой шагает по дворам, перед его взором одна картина сменяет другую, движутся его мысли и чувства… Эпитетов сравнительно мало, сказуемое вытесняет прилагательные. Но вдруг поражает ёмкий эпитет; необычное сочетание слов: «закрыв лицо тяжёлыми руками». Оно придаёт новый смысл обороту речи, и горечь героя ощущается острее. Останавливает внимание и неожиданное наречие: «шурша бежала тень по тротуару». Выразительный перенос (шуршит не тень, а листья под ногами героя) помогает увидеть картину, услышать шорох листвы на асфальте.

Плавно течёт стих в «Зелёных дворах», словно в такт мерно ступающему в задумчивости герою. Интонация ровная, повествовательная, без прерывистости. Только в сценах прощания с воинами вступает жалобная: «Тяжко на Москве». И вдруг врывается восклицательная, патетическая:

Бесчинная, ты грохотала градом.
Брала в полон сердца и города…
Как далека ты!..

В этой строфе об ушедшей молодости — крик души героя, его неизбывная боль. Быть может, с неё и началось рождение стиха. Поэт услышал «в бездне шёпотов и звонов» стон своей души. Больше всего он скорбит о том, что вместе с молодостью утрачена способность ощутить романтику в любовной встрече, окутать её тайной, превратить в сказку. «В поступке не увидеть приключенья, не прикоснуться, молодость, к тебе». После строфы с восклицательной интонацией идет риторически-вопросительная: « — Вы верите в зелёные надежды, вы верите в зелёные дворы?» Она подчёркивает душевное переживание героя, особенно остро почувствовавшего, что молодость безвозвратно ушла.

Синтаксически фраза в «Зелёных дворах» совпадает со стихом, рифма всегда перекрестная, язык простой, разговорный. Только в сценах из истории появляются выражения того времени, в котором происходит действие: когда речь идет об Орде — «государев указ», «невмочь», а о XVIII веке — «аматер». В стихотворении нередко повторяются слова («дворы», «тяжко», «липы» и др.), они, как звучащие в музыкальном произведении одни и те же ноты, расставляют акценты, придают эмоциональную напряжённость стиху и вносят интонационные переливы. Аллитерация большей частью образуется с помощью мягкого звука «л»: «Ливмя лились любовные реченья…», «…шумели липы, дом с мезонином прятался в листве. И ломкий голос…»

Прозаизмы в стихотворении почти равномерно чередуются с метафорами. А реалистическая конкретность (вплоть до наименования города, улицы) сочетается с фантастикой, и от этого произведение не теряет цельности, единства, вот что особенно примечательно. Сочетается и с символикой. Ведь зелёные дворы — это символ молодости, надежд, романтики, любви…

Раздумчивая интонация, лирическая мягкость, совмещение красок, стилей, живость словаря — всё это создаёт привлекательный образ стихотворения «Зелёные дворы».

Мне же дороже всего в нём шум листвы и запах зноя, толпа скрытых от глаз разлук… И главное — сочетание трагических нот и мудрости, с которой герой принимает жестокие законы земного бытия.

А другого, вероятно, растревожило иное,— быть может, то, чего не увидела, не почувствовала я. Тем и прекрасно произведение искусства, что каждый находит в нём близкое его душе.

Метки: , , ,

Оставить комментарий

Spam Blocking by WP-SpamShield