Поэзия и эстрада. Дискуссия в “Дне поэзии 1964?. Игорь Мотяшов

ПОЭЗИЯ И ЭСТРАДА

Цитируется по: День поэзии 1964. М., “Советский писатель”, 1964, 174 стр.

Игорь Мотяшов

— Здесь делалось сомнительное, на мой взгляд, обоснование: есть стихи специально эстрадные, со своими особенностями, и есть-де глубокая поэзия. Я же полагаю, что по-настоящему хорошие стихи всегда будут встречены аудиторией так, как они того заслуживают.

Но мы собрались потому, что у нас тревога за поэзию, за то, чтобы она существовала как поэзия, а не как чтение с эстрады. Стих, прочитанный сегодня с эстрады, завтра появляется в газете, в журнале, послезавтра — в сборнике стихотворений,— то есть такого разделения стихов на эстрадные и неэстрадные нет. И дело не в эстраде, а в том, что рядом с хорошими стихами, которые имеют заслуженный успех, имеют успех и плохие стихи. Мне кажется, что у нас произошла некоторая девальвация слова. Меня удивляют в наших поэтических декларациях и критических статьях широковещательные заявления о том, что средний уровень стиха необычайно повысился, что все пишут на пятёрки, что все поэты — мастера.

Я прочитал несколько десятков сборников, вышедших в разных издательствах, и убедился, что пишут в общей массе слабо. Хотя если рассуждать умозрительно, то техника стиха должна была бы повыситься потому, что накапливается богатейший опыт и каждый новый поэт может стать мастером, как новый шахматист, прочитав все партии Ботвинника или Смыслова, усвоив их опыт, может выиграть партию. Так в теории. А на практике получается по-другому.

Недавно Роберт Рождественский, после поездки в Америку, напечатал ряд новых стихотворений из «заграничного» цикла с такими рифмами: ангелов — ахают, великолепно — королева, дева — тело, ждать — вдаль, плюнуть — люди, ритм — уберите, зуда — сосулька, неизбежно — песня.

Я не верю, что Рождественский не умеет рифмовать. Конечно, он может написать стихи по-настоящему. Но он, как я полагаю, исходит из нелепого убеждения, что рифма в стихах — вещь второстепенная.

А ведь она сшивает стих, как железные скобы брёвна плота.

Стихотворения не получится, пока слова не будут пригнаны друг к другу столь плотно, чтобы между ними не было ни малейшего зазора, чтобы ни одно не казалось лишним или необязательным, чтобы они держались вместе силой собственной тяжести и сцепления поверхностей, как держатся гранитные глыбы пирамид.

Многие же стихи, даже маститых поэтов, которые имеют большой успех не только на эстраде, шиты, как говорится, на живую нитку. И мне хочется сказать: если есть что-то плохое в так называемых «эстрадных стихах», то это пренебрежительное отношение к поэтической форме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов
Добавить комментарий