* * *
Цитируется по: История русской советской поэзии 1941 – 1980. Ленинград, “Наука”, ЛО, 1984.
…Традиционный впоследствии День поэзии возник в 1955 г. Он возник как мероприятие, которое должно было помочь распродаже поэтических книг и сборников, плохо расходившихся с прилавков книжных магазинов.
Впрочем, уже до этого знаменательного дня —11 сентября 1955 г. — были проведены в студенческих клубах и Домах культуры «Вечера одного стихотворения». Обычно на них выступали несколько поэтов, читавших по очереди лучшее из своих стихотворений. Это были стихи, которые могли быть написаны не обязательно в этом году, но даже десять, пятнадцать или двадцать лет назад. (1)
В 1956 г. вышел первый коллективный сборник «День поэзии» в Москве и одновременно с ним «День поэта» в Ленинграде. «День поэзии» заменил выходившие до него сборники «Стихи 1954 года» и «Стихи 1955 года» и стал традиционным. (2) Подобные сборники начали выходить и в других городах.
День поэзии — по установившейся традиции — стал проводиться в память о прославленной пушкинской болдинской осени в октябре каждого года. Он неизменно собирает десятки тысяч любителей поэзии, уже не умещавшихся в клубах и концертных залах и заполнявших огромные стадионы.
В своём обращении к читателям, озаглавленном «Добрый день!», редакция московского сборника «День поэзии» писала: «Люди, никогда по любившие поэзии, пытались нас уверить, что советский народ “разлюбил” стихи, что стихи “не хотят читать”, “не хотят покупать”. Год назад, когда впервые был проведён День поэзии, мы сами встали за прилавки книжных магазинов, и неправда о непопулярности нашей поэзии была опровергнута тысячами рук, тянувшихся к книгам…» (3)
Поэтическая волна оказалась на редкость крутой и сильной. Все поэтические поколения пришли в движение. Убелённые сединами поэты переживали вторую молодость. Именно в это время
B. Луговской завершил огромный цикл поэм, образовавших книгу «Середина века», а также книги лирики «Синяя весна» и «Солнцеворот», Я. Смеляков работал над поэмой «Строгая любовь», А. Прокофьев написал множество стихов, составивших одну из его лучших книг «Приглашение к путешествию», к концу 50-х годов Н. Асеев закончил книгу «Лад», Н. Тихонов пишет поэму «Серго в горах», появляются поэмы С. Кирсанова и его «Ленинградские стихи», поэма В. Казина «Великий почин», А. Безыменского «Комсомольцы», поэма П. Антокольского «В переулке за Арбатом», тогда же появились новые циклы стихов Н. Ушакова, Н. Заболоцкого («Поздняя любовь»), последний цикл стихов Б. Пастернака («Когда разгуляется…»), философская лирика C. Маршака, оригинальные и мудрые стихи К. Некрасовой. Идут настойчивые поиски в самых различных жанровых разновидностях поэтического эпоса: появляются романы в стихах («Добровольцы» Е. Долматовского, «Дом на Мойке» И. Авраменко, «Колобовы» В. Саянова), повесть в стихах («Это слово у тебя одно…» Н. Доризо), путевая поэма («Друзья с берегов Ганга» А. Чивилихина), исторические поэмы («Рубрук в Монголии» Н. Заболоцкого, «Пролив Екатерины» С. Наровчатова), биографическая поэма («Товарищ Тельман» В. Азарова).
Все эти годы, на протяжении десяти лет, работал над поэмой «За далью — даль» А. Твардовский, закончивший её в 1960 г.
Новый этап наметился в творчестве так называемого фронтового поколения, переживавшего, как известно, в первое десятилетие после войны трудности психологической и эстетической перестройки.
Шумной популярностью пользовалась поэтическая молодёжь, в особенности Евг. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, а несколько позднее А. Вознесенский, Н. Матвеева, выступившие с первыми стихами в 1958 г.
Выступления поэтов перед слушателями быстро приобрели исключительно широкий характер. Многотысячный стадион в Лужниках (Москва) не мог вместить всех желающих послушать стихи. За сборниками «День поэзии» выстраивались длинные очереди. Тиражи поэтических книг стали невиданно большими.
Впрочем, некоторые усматривали в этом явлении не столько выплеснувшуюся наружу потребность в стихах, исподволь жившую в читательских массах и, по-видимому, слабо удовлетворявшуюся в предшествующие годы, сколько очередную моду, подхлёстнутую главным образом «дурной эстрадностью» молодых поэтов.
К. Ваншенкии с сожалением и язвительностью писал по этому поводу:
В поэзии пора эстрады,
Её ликующий парад.
Вы, может, этому и рады,
Я вовсе этому не рад.
………………………….
Здесь незначительная доза
Самой поэзии нужна.
Но важен голос, жест и поза
Определенная нужна. (4)
Он остроумно подметил в своём раздражённом стихотворении некоторые «пиротехнические» приёмы, которыми действительно нередко злоупотребляли молодые, но его объяснение поэтического оживления исключительно модой было неверным. Время к тому же показало, что так называемая эстрада в поэзии тех лет, конечно, не сводилась к пресловутой «позе».
История поэзии свидетельствует о том, что периоды расцвета или заметного оживления поэтического искусства в той или иной стране нередко приходятся на годы или моменты обострения национально-общественного самосознания. Прослеживая эту особенность в литературах различных стран и эпох, один из современных исследователей пишет, что, хотя указанная черта не постоянна, а, так сказать, прерывиста, всё же можно заметить достаточно отчётливую связь «такого чередования с периодами роста самосознания общественного человека как личности в разные конкретные исторические эпохи». (5)
____________________________
(1) По аналогии с «Вечерами одного стихотворения» впоследствии был издан сборник «Моё лучшее стихотворение», в котором выступили 119 московских поэтов разных поколений.
(2) Дрюбин Г., Осипов В. Поэты за прилавком: О Дне поэзии. М., 1957, с. 44.
(3) День поэзии. М., 1956, с. 3.
(4) Ваншенкин К. Повороты света: Лирика. М., 1965, с. 113.
(5) Сквозников В. Д. Лирика.— В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964, с. 190.