Василий Оботуров о Сергее Чухине

Сергей Чухин

Цитируется по: День поэзии 1988. Москва:Сборник. – М., “Советский писатель”, 1988, 192 стр.

По какой-то странной иронии судьбы поэты слишком рано уходят из жизни. Только сорок лет от роду прожил на белом свете и Сергей Валентинович Чухин.

Впервые десятиклассником пришёл ко мне Сережа Чухин, сын учительницы литературы из Погорелова, принёс свои стихи – в районную газету «Маяк». Их много, таких мальчиков, публикуется в районках – лишь единицы становятся поэтами. Сергей Чухин – стал. Он пережил свою юношескую браваду, увлечение стихами Роберта Рождественского, пока не встретился с Николаем Рубцовым.

В ту пору, оставив пединститут и службу в областном радиокомитете, он поступил учиться в Литинститут имени Горького, где Н. Рубцов был в это время заочником и частенько ночевал в комнате младшего земляка. О нём С. Чухин успел написать свои воспоминания по моим настойчивым просьбам. А писать он был просто должен – ни с кем, наверное, Николай Михайлович не был дружен так, как с ним.

Было в этой дружбе «менторское начало», но как же мягок и бережен, как суров и требователен был этот метр! Любил он Сергея и как младшего брата, близкого ему по душе и – какая редкость! – ещё и по дарованию. Поначалу близость эта вышла Чухину боком – пошли подражания в стихах, к чему и сам Рубцов отнёсся без всякого снисхождения. Но как трудно преодолеть влияние того, с кем даже характеры во многом совпадают, немало общего в истоках и жизненном опыте! К счастью, Сергею Чухину это удалось.

Оба они были мягки душою и добры, но если один мог быть резким и вспыльчивым, то другой неизменно приветливый и незлобивый, иногда казалось – до всепрощенчества. Надо сказать, со временем и он строжал и, оставаясь добродушным, не замечал больше того, кто обманул его доверие. Оба они любили природу, но если терпеливый Сергей преуспевал в рыбалке, то Николаю с удочкой выдержки надолго не хватало. Но как они оживали оба в грибном лесу!

В стихах своих Сергей Чухин представляется наблюдателем со стороны, едва ли не созерцателем. Но это спокойствие человека, чувствующего себя хозяином в доме или гостем у радушных людей. Лирика его нежна, точна по наблюдениям. Природа и душа поэта живут в стихах воедино, слаженным оркестром духовых инструментов.

Младенчески незлобивая душа поэта не была безразлична к бытию людей на земле. Образ матери, её опыт и такт помогли войти Чухину в общество сограждан. И он во многих стихах обретает позицию журналиста-социолога, в других становится историком, однако и история у него – ближняя, та самая, что пережита лично. А всё, что испытано русской деревней за последнюю четверть века,- было и его историей.

Всё что ни писал Сергей Чухин – лирика, и в ней находил он истинную гражданственность: ни лукавить, ни суесловить он просто не мог. Написал он немного, пройти всего пути не успел, но своё слово, строжающее год от года, он выносил. Имел он полное право написать и такие строки, исполненные суровости и скорби:

Неужто, милая земля,
Уже совсем родить устала
И существуешь только для
Правительственного пьедестала…

Поэт ушел на покой, те пьедесталы дрогнули, земля набирается животворящих соков.

Такая надежда пришлась бы Сергею Чухину по душе.

Василий Оботуров
Вологда

* * *

Отгуляли, кажется, ребята.
Охаем да чай горячий пьём.
Водочка ни в чем не виновата.
Сами виноватые во всём.
Но зато какие были речи,
добрые хорошие слова!..
А теперь опущенные плечи
и совсем больная голова.
Ни о ком не скажешь – мол, бездельник,
Но никто не сделал ничего.
И не жалко пролетевших денег,
времени вот жалко своего.
Глупая российская беспечность!
Снова удивили белый свет.
Думаем, у нас в запасе вечность,
вечности у нас как раз и нет.
Да её, пожалуй, и не будет…
Потому, заботясь о судьбе,
нас никто пристрастней не осудит,
чем мы сами судим о себе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов
Добавить комментарий