Поликсена Сергеевна Соловьёва

ПОЛИКСЕНА СЕРГЕЕВНА СОЛОВЬЁВА (ALLEGRO)

(1867—1924)

Из детей знаменитого историка России Сергея Михайловича Соловьёва, помимо Поликсены Сергеевны, проявили себя в литературе два её старших брата: Владимир Соловьёв, оказавший на сестру огромное влияние, был известным философом и поэтом, а Всеволод Соловьёв — историческим романистом. Поликсена Сергеевна родилась в Москве, росла в интеллектуальной и строгой трудовой атмосфере профессорской семьи, имела доступ к библиотеке отца и увлекалась литературой и искусством. Ранние стихи её читал бывавший в семье гостем А. А. Фет. Несколько лет Соловьёва занимала и в школе живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова и В. Д. Поленова, училась пению. Печаталась с семнадцати восемнадцати лет, с переездом в 1895 году в Петербург опубликовала, при содействии Н. К. Михайловского, стихи в журнале «Русское богатство», затем выступала в «Вестнике Европы», «Мире божьем» и наиболее часто в популярном «Журнале для всех». Псевдоним Allegro (музыкальный термин, обозначающий быстрый темп исполнения), взятый ею, поэтесса объясняла желанием как бы компенсировать сосредоточенную замкнутость своего характера, недостававшую ей энергию. В Петербурге у Соловьёвой завязываются связи с поэтом Случевским (она бывала на его «пятницах»), с семейством Блока, с Вяч. Ивановым, с Гиппиус и Мережковским. Семь лет, начиная с 1906 года, она вместе с писательницей Н. И. Манасеиной издаёт детский журнал «Тропинка», при котором возникло и издательство. Своей работы в литературе для детей Соловьёва (Allegro) не прекращает и после закрытия журнала.

Написанные главным образом от лица мужчины, стихи Соловьёвой (Allegro) традиционны по форме, лишены резкой индивидуальности, полны печали и меланхолии. Их, как отмечал поэт-демократ П. Якубович-Мельшин, окрашивают «мысли, похожие на чувства, и чувства, похожие на мысли». Многие из стихотворений Соловьёвой как бы намеренно отстранены от грубой и пошлой земной действительности — автор не хочет принять её такой, какая она есть, но неспособен выйти из круга отвлечённо-мистических представлений. Лирический герой стихотворений Соловьёвой бесконечно одинок, он не ведает счастья: «Счастья нет, есть только отраженье Неземного в темноте земной». Революционные события 1905 года поэтесса восприняла как нечто животворное, но грозное, апокалипсически зловещее. В рецензии на сборник Соловьёвой (Allegro) «Иней», вышедший в 1905 году, Блок назвал её поэзию «тихой», отметив грусть и печаль как существеннейшие черты книги.

Кроме «Инея», наиболее известные сборники стихов Соловьёвой (Allegro), часто украшенные её собственными вполне профессиональными рисунками, — «Стихотворения» (1899), «Плакун-трава» (1909), «Вечер» (1914), «Последние стихи» (1923).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов
Добавить комментарий