Владимир Совалин
Цитируется по: Русский сонет: XVIII – начало XX века/Послесловие и примеч. Совалина В.С.; Сост. В.С. Совалина и Л.О. Великановой. – М.: Моск. рабочий, 1983. – 557 с. – (Однотомники классич. лит.).
Возникновение сонета (итал. sonetto) относят к XIII веку и связывают с «сицилийской школой», с именем Джакомо да Лентино. Своего расцвета итальянский сонет достиг в поэзии Ф. Петрарки (1304—1374), написавшего более трёхсот сонетов. Благодаря Петрарке, а также творчеству поэтов «нового сладостного стиля», сонет становится одной из самых распространённых форм итальянской лирики. К сонету обращались Данте, Микеланджело, Т. Тассо. Со временем сонет получил признание в Португалии (Л. Камоэнс), Испании (Лопе де Вега), Франции (К. Маро, П. Ронсар), Англии (У. Шекспир, Дж. Мильтон), Германии (М. Опиц, И.-В. Гёте).
В практику классической поэзии вошло несколько твёрдых форм стихотворения. Среди них наиболее известными стали сонет, терцины, октава, триолет, рондо и некоторые другие. Каждая из этих форм имеет свои правила построения.
С0нет стихотворение из четырнадцати строк, образующих два катрена (четверостишия) и два терцета (трёхстишия). Катрены обыкновенно имеют кольцевой (абба) или перекрёстный (абаб) способ рифмовки с повторяющейся одной и той же парой рифм. Более свободно расположены две или три равнозвучащие рифмы в терцетах.
В разное время и в разных странах сонет приобрел различные вариативные формы. Так, если итальянская форма сонета — два катрена и два терцета, то сонет Шекспира состоит из трёх катренов и одного двустишия. Известны и более изощрённые формы: хвостатый сонет, удлинённый за счёт увеличения числа терцетов, опрокинутый сонет, начинающийся не с катренов, а с терцетов, безголовый сонет, состоящий из одного катрена и двух терцетов, половинный сонет, имеющий по одному катрену и терцету.
По-разному использовалась в сонетах и рифма: появились сплошные сонеты, т. е. написанные на две равнозвучащие рифмы; иногда в катрены вводилось большее количество повторяющихся рифм, не две, а четыре, использовались при этом различные способы рифмовки; писались даже белые сонеты, стихи без рифм.
Размер стиха для сонета был достаточно устойчивым — одиннадцатисложник в итальянской и испанской поэзии; александрийский стих — во французской; пятистопный ямб — в английской; пятистопный и шестистопный ямб — в немецкой. Русские сонеты часто писались пятистопным и шестистопным ямбом, однако обращение к четырёхстопным ямбам, хореическим стихам и трёхсложным размерам было обычным явлением для нашей поэзии. В русской поэзии известны сонеты с разностопными строками, так называемые хромые сонеты. Кроме того, на конструкцию этой формы стиха воздействовали параллелизм, перенос, анафора и другие явления поэтического синтаксиса.
Поэты часто создавали циклы сонетов, объединённые авторским замыслом. Писались, даже поэмы, в которых строфа соответствовала форме сонета. К самым сложным организациям стиха относится венок сонетов, состоящий из пятнадцати сонетов, связанных между собой содержанием и расположением строк. Каждый из четырнадцати сонетов (кроме первого) начинается с повторения последней строки предыдущего; заключительный сонет (магистрал) составлен из первых строк четырнадцати предшествующих сонетов.
Из всех твёрдых стихотворных форм европейской поэзии сонет — единственная форма, получившая широкое распространение и свободно применяемая в любовной, пейзажной, философской лирике. Эта форма приемлема для выражения самых разнообразных мыслей и чувств, чему способствует чёткое внутреннее членение сонета. Вырисовываются общие схемы развития содержании сонета по четырём его строфам: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез. Самая яркая, образная мысль заключена в последних двух строчках, так называемом сонетном замке.