Немного теории
Стих, стиховедение, стихосложение, стихотворение
Цитируется по материалам: Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. школы. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., “Просвещение”, 1978
СТИХ (от греч. stichos — ряд, порядок).
1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. Определяющим признаком Стиха является его строгая ритмическая организация. В стихотворной речи ритм является заранее заданным и более или менее отчётливо обозначенным при помощи правильного чередования ударных и безударных слогов, пауз, окончаний стихотворных строк, рифмы, графического оформления текста и пр. В русском Стихе основной принцип ритмической организации зависит от системы стихосложения (см. Силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое стихосложение).
2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле «стихотворение» неправильно. Однако во множественном числе словом «стихи» обозначают поэтическое творчество («Я люблю стихи»).
———-
СТИХОВЕДЕНИЕ — раздел литературоведения, изучающий стихотворную речь, её строение и содержательную природу: ритмику, интонацию, рифму и звукопись, строфику, их роль в создании художественного целого.
———-
СТИХОСЛОЖЕНИЕ — раздел теории литературы, изучающий организацию стихотворной речи. Основные его вопросы: метрика и ритмика, строфика, звуковая организация (звуковые повторы, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный, драматургический и лирический), жанры и пр.
Часто термином «стихосложение» обозначают особенности стихотворной речи поэта (стихосложение Пушкина), национальные особенности его, зависящие от строя языка (русское стихосложение, французское стихосложение), исторические его формы (русское стихосложение XIX века). В пределах одного языка могут встречаться различные виды стихотворной речи: русское народное стихосложение, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение, тоническое стихосложение — в зависимости от того, какие особенности языка кладутся в основу ритмической организации речи. Существует античное стихосложение, восточное (аруз, бармак), различают более частные виды стихосложения: вольный стих, белый стих, свободный стих и т. д.
В самой общей форме можно сказать, что стихотворная организация придаёт речи повышенную эмоциональную окраску, особенную выразительность, благодаря чему в стихе самое его звучание воздействует на читателя или слушателя.
В отличие от обычного для речи разговорного стиля произношения, убыстряющего темп речи, пропускающего некоторые звуки («грит» вместо «говорит», «челаэк» вместо «человек» и т.п.), стих требует полного стиля произношения, сохраняющего все звуки слова («Но человека человек Послал к Анчару властным взглядом»), это опять-таки усиливает его выразительность.
В последнее время распространились попытки применить к стиху математические методы изучения, поскольку многие его элементы повторяются (расположение ударных и безударных слогов, рифма, звуковые повторы и пр.). Но при таком изучении не учитывается самая основа речи: слово. Эти наблюдения могут иметь только вспомогательное, частичное значение для изучения и понимания стиха в целом. Тем более ограниченное значение имеет изучение стиха при помощи ЭВМ (не говоря уже об опытах создания искусственных стихов), так как они (ЭВМ) не могут уловить всех особенностей звучащего слова: ни того, что его вызвало к жизни (ситуации), ни содержащейся в нём оценки явления, выражающейся в интонации, в мимике говорящего и т.д.
———-
СТИХОТВОРЕНИЕ — небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. «В лирическом стихотворении выражается непосредственное чувство, возбуждённое в поэте известным явлением природы или жизни, и главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне» (Добролюбовы. А. Поли. собр. соч., т. 2. Л., 1934, с. 569).