О чудесах Поэзии, тайной силе стиха и нашей новой рубрике “Немного теории”
К стыду своему, я, наверно, не очень хорошо училась в школе. Ибо порой, как герой Пушкина, не могу отличить ямба от хорея. Впрочем, это, конечно же, преувеличение. В отличие от простого читателя, воспринимающего поэзию преимущественно через призму ощущений и чувств резонансности и сопричастности, я стараюсь вглядываться в стихи, как студент-филолог. Почему как студент? Потому что я в самом начале своего стиховедческого пути. Как-то так случилось, что поэзия для меня стала не только необъяснимым иррациональным чудом, но и частью русской словесности, к которой я всегда проявляла живейший интерес.
Полузабытых знаний из школьной программы (которые, кстати, были скудноваты) на каком-то этапе стало не хватать, и я пустилась в самостоятельное плавание по океану стиховедения. Мне захотелось понять уникальную связь формы стиха и его содержания: как так всегда получается, что рождённое поэтом чудо всё-таки можно уложить в рамки некой теории. Ведь часто строчки приходят к автору откуда-то свыше, а позже оказывается, что они пришли именно в той идеальной форме, которая вызывает наибольший резонанс и у читателя – и тогда, поэзия перестаёт быть личной, и становится общечеловеческой. Мне стало интересно, почему стихотворение способно тронуть душу читателя намного сильнее, острее прозы – и сотрясти всё существо человека всего лишь несколькими строчками. Что такого особенного в стихах, что за тайная сила скрыта в ритме их строк, что некоторые из них врезавшись в память однажды, остаются в ней на долгие годы и десятилетия? Почему, всего однажды прочитав «Парус» Лермонтова, я без труда запомнила его, словно некое магическое заклинание или святую молитву? Почему память моя хранит ещё множество стихов, которые легко легли на сердце?
Человеческий разум устроен так, что ему хочется приблизиться к пониманию того, что всё же можно постичь. Мой разум совсем не исключение. Как человек иногда пишущий стихи, я понимаю, что настоящее, живое стихотворение никогда не рождается без душевного порыва. Как человек много читающий, я замечаю, что прекрасный душевный порыв зачастую утрачивает часть своей силы оттого, что не обрёл достойного обрамления. А ведь для стихов так важно, чтобы гармония слов зазвучала и приобрела ту самую выразительность, ту самую красоту, то самое непринуждённое изящество, которые «долгим эхом отзовутся» в сердце не только самого поэта, но и его читателей. Мне хочется понимать поэзию глубже, чувствовать её острее, знать о ней больше. Мне хочется поделиться тем, что я узнаю, ещё с кем-то, – например, с такими же любопытствующими читателями Поэзосферы… А потому, сегодня мы открываем новую рубрику: «Немного теории», с надеждой на то, что она поможет нам лучше понимать и чувствовать Чудо Поэзии.