О поэзии Николая Заболоцкого

Цитируется по: История русской советской поэзии 1941 – 1980. Ленинград, “Наука”, ЛО, 1984.

С. 149 – 151

Н. Заболоцкий пишет стихотворение «Некрасивая девочка». В нём он задумывается над тем, что есть красота.

И пусть черты её не хороши –

говорит он о своей маленькой героине, –

И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(1)

Н. Заболоцкий в стихах последних лет своей жизни (ум. в 1958 г.) окончательно уходит в широкий людской мир. Всегда любивший слушать «надзвёздную» «музыку сфер», он теперь пишет «О красоте человеческих лиц», стихи «Старая актриса», «Смерть врача», «Стирка белья», «Голубое платье», «Ненастье», «В кино». Они проникнуты вниманием к обыденности человеческой жизни, в которой поэт неожиданно для себя находит не только красоту и поэзию, но и богатую возможность для философского осмысления мира. Подлинным шедевром явился его лирически-страстный и психологически глубокий цикл «Последняя любовь».

Мир человеческих страстей даёт Н. Заболоцкому возможность для самых широких и злободневных социальных проекций. Он пишет стихотворение «Противостояние Марса». Картина ночного неба с пылающей алой звездой порождает у него тревожные раздумья о судьбе малой планеты людей — голубой Земли. «Противостояние Марса» — это прекрасный образец философской лирики, обладающей глубинным, органичным и потому необычайно сильным публицистическим звучанием.

К социальному миру эпохи обратился Н. Заболоцкий и в таких произведениях, как «Болеро», посвящённом Испании, «У гробницы Данте», «Где-то в поле возле Магадана» и др.

Вращай, История, литые жернова, — (2)

восклицал он в «Болеро», горячо веруя в возрождение свободы испанского народа. А рассказывая о посещении гробницы Данте, писал о «тени чужого самолёта» над дантовской Равенной, воспетой когда-то и Блоком, о своей тревоге за человечество, за культуру.

Так бей, звонарь, в свои колокола!
Не забывай, что мир в кровавой пене! (3)

Так говорит у Н. Заболоцкого Данте, как бы возвратившийся из далёкого загробного странствования.

Я пожелал покоиться в Равенне,
Но и Равенна мне не помогла. (4)

Современный мир предстаёт взору Н. Заболоцкого в корчах социальных страстей, в смятении и тревоге. Но История вращает свои «литые жернова» в будущее, светящееся надеждой. Поэт останавливает свой пытливый взор и на картинах русского пейзажа, обладающего, как он стал понимать, огромной целительной силой. Неброский традиционный русский пейзаж, с его широкими приокскими далями, стал последней радостью Заболоцкого-поэта.

Он впервые с такой глубиною почувствовал его Красоту как национальное богатство и силу. Подобно К. Паустовскому, он нашёл множество красок даже в русском ненастье.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обременённая работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотсй
На нас, неочарованных людей.
И лишь когда за тёмной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснёт,
Обыденности плотная завеса
С её красот мгновенно упадёт… (5)

В стихотворениях «Сентябрь», «Вечер на Оке», «Кто мне откликнулся в чаще лесной?..», «Гроза идёт», «Зелёный луч», «Ласточка» и др. Н. Заболоцкий страстно славит открывшуюся ему красоту родной природы. Его философская лирика проникается и насыщается множеством живых подробностей — бытовых, пейзажных, психологических. То, что прежде бывало заведомо отвлечённым, становится конкретным. «Животное Собака» превратилось в знакомую милую дворняжку: «На крыльце сидит собачка С маленькой бородкой…» Лирика этих лет, не теряя внутренней философичности, становится пластичной, музыкальной, чувственной, в неё широким спектром входит цвет, появляется светотень, а с нею объём, переходы и оттенки. «Любите живопись, поэты!» — требует теперь Н. Заболоцкий.

_________________________________________
(1) Заболоцкий Н. Стихотворения и поэмы. Л., 1965, с. 159
(2) Там же.
(3) Там же, с. 172
(4) Там же.
(5) Там же, с. 168.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов
Добавить комментарий