» Саша Чёрный. Сонеты | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.
  • Метки

  • автор: admin дата: 1st October, 2009 раздел: Русский сонет

    Саша Чёрный

    Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг (1880 – 1932). Поэт. Сотрудничал в столичных сатирических журналах, в том числе в “Сатириконе”. Автор политических сатир, запрещаемых царской цензурой. Известен как лирический поэт. С 1920 г. – в эмиграции.

    ИЗ ФЛОРЕНЦИИ

    В старинном городе, чужом и странно близком,
    Успокоение мечтой пленило ум.
    Не думая о временном и низком,
    По узким улицам плетёшься наобум…

    В картинных галереях — в вялом теле
    Проснулись все мелодии чудес,
    И у Мадонн чужого Боттичелли,
    Не веря, служишь столько тихих месс…

    Перед Давидом Микеланджело так жутко
    Следить, забыв века в тревожной вере
    За выраженьем сильного лица!

    О, как привыкнуть вновь к туманным суткам,
    К растлениям, самоубийствам и холере,
    К болотному терпенью без конца?..

    1910

    ВИД ИЗ ОКНА

    Захватанные копотью и пылью,
    Туманами, парами и дождём,
    Громады стен с утра влекут к бессилью,
    Твердя глазам: мы ничего не ждём…

    Упитанные голуби в карнизах,
    Забыв полёт, в помёте грузно спят.
    В холодных стёклах, матовых и сизых,
    Чужие тени холодно сквозят.

    Колонны труб и скат слинявшей крыши,
    Мостки для трубочиста, флюгера
    И провода в мохнато-пыльной нише.

    Проходят дни, утра и вечера.
    Там где-то небо спит, аршином выше,
    А вниз сползает серый люк двора.

    1910

    СНЕГИРИ

    На синем фойе зимнего стекла
    В пустой гостиной тоненькая шведка
    Склонилась над работой у стола,
    Как тихая, наказанная детка.

    Суровый холст от алых снегирей
    И палевых снопов — так странно мягко-нежен
    Морозный ветер дует из дверей,
    Простор за стёклами однообразно-снежен.

    Зловеще-холодно растёт седая мгла.
    Немые сосны даль околдовали.
    О снегири, где милая весна?..

    Из длинных пальцев падает игла,
    Глаза за скалы робко убежали.
    Кружатся хлопья. Ветер. Тишина.

    В ПАССАЖЕ

    Портрет Бетховена в аляповатой рамке,
    Кастрюли, скрипки, книги и нуга.
    Довольные обтянутые самки
    Рассматривают бусы, жемчуга.

    Торчат усы и чванно пляшут шпоры.
    Острятся бороды бездельников-дельцов.
    Сереет негр с улыбкою обжоры,
    И нагло ржёт компания писцов.

    Сквозь стёкла, сверху, тусклый и безличный,
    Один из дней рассеивает свет.
    Толчётся люд бесцветный и приличный.

    Здесь человечество от глаз и до штиблет
    Как никогда — жестоко гармонично
    И говорит мечте цинично: нет!

    НА НЕВСКОМ НОЧЬЮ

    Темно под арками Казанского собора.
    Привычной грязью скрыты небеса.
    На тротуаре в вялой вспышке спора
    Хрипят ночных красавиц голоса.

    Спят магазины, стены и ворота.
    Чума любви в накрашенных бровях
    Напомнила прохожему кого-то,
    Давно истлевшего в покинутых краях…

    Недолгий торг окончен торопливо —
    Вон на извозчике любовная чета:
    Он жадно курит, а она гнусит.

    Проплыл городовой, зевающий тоскливо,
    Проплыл фонарь пустынного моста,
    И дева пьяная вдогонку им свистит.

    Цитируется по: Русский сонет: XVIII – начало XX века/Послесловие и примеч. Совалина В.С.; Сост. В.С. Совалина и Л.О. Великановой. – М.: Моск. рабочий, 1983. – 557 с. – (Однотомники классич. лит.).

    Метки: ,

    Оставить комментарий

    Spam Blocking by WP-SpamShield