ТАТЬЯНА ЛЬВОВНА ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК
(1874—1952)
Т. Л. Щепкина-Куперник родилась о Москве. Отец её — московский адвокат Л. Куперник, мать — музыкантша. По матери Щепкина-Куперник приходилась правнучкой великому русскому актёру М. С. Щепкину. Детство она провела в Петербурге, затем жила в Киеве, где в 1891 году окончила гимназию, после чего переехала в Москву. Не раз бывала за границей, слушала лекции в Лозаннском университете (Швейцария), в Москве играла на сцене Малого театра. Одновременно сотрудничала в журнале «Артист». Первое стихотворение Татьяны Львовны, написанное по поводу столетия со дня рождения М. С. Щепкина, было напечатано в газете «Киевское слово», когда автору шёл тринадцатый год. В 1892 году в Малом театре была поставлена одноактная комедия-водевиль Щепкиной-Куперник «Летняя картинка», вслед за которой поэтесса написала несколько пьес в стихах: «Месть Амура», «Вечность в мгновеньи» и др. На текст «Мести Амура» композитор А. С. Танеев впоследствии создал оперу. Щепкина-Куперник приобрела известность как переводчица драматических произведений в стихах. Она переводила пьесы Ростана («Принцесса Греза», «Сирано де Бержерак»), Гюго, Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона, неизменно находившие своё воплощение на русской сцене. Издала несколько сборникое своих стихотворений — «Из женских писем» (1898) «Мои стихи» (1901), «Облака» (1912). Выходили в те годы и книжки её рассказов — «Странички жизни», «Ничтожные мира сего», «Незаметные люди». За свою долгую жизнь Щепкина-Куперник встречалась со многими выдающимися деятелями русского искусства: А. П. Чеховым, М. Н. Ермоловой, Вл. И. Немировичем-Данченко, о чём она позднее paссказала в своих мемуарах. Стихи её, писавшиеся в молодости за редкими исключениями сентиментальны, отдают мелодрамой, слабы по технике. Исключительная судьба ждала стихитворение Щепкиной-Куперник «На родине» («От павших твердынь Порт-Артура»). Написанное под впечатлением расстрела манифестации петербургских рабочих у Зимнего дворца 9 января 1905 года, оно было сначала напечатано за границей, но, как вспоминала впоследствии Щепкина-Куперник, «раньше уже ходило по рукам в Петербурге и сразу стало одной из любимых песен рабочего люда и молодёжи. Музыки на него никто не писал. Это было в полном смысле слова народное творчество. Популярность песни объясняется тем, что в ней нет ни слова вымысла: все упоминаемые факты имели место, я просто свела их воедино».
Цитируется по: Русские поэтессы XIX века/Сост. Н. В. Банников. Гравюры Н. И. Калиты. Оформ. Н. И. Крылова.— М.: Сов. Россия, 1979.— 256 с, ил. гравюры.