» Немного теории: рифма | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.
  • Метки

  • автор: admin дата: 14th June, 2009 раздел: Немного теории

    Немного теории

    Рифма

    Цитируется по материалам: Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. школы. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., “Просвещение”, 1978

    РИФМА (от греч. rhythmos — соразмерность) —повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк, например «поп — лоб», «морозы — розы», «Евгений — гений». Рифма отмечает звуковым повтором клаузулы (стиховые окончания), подчёркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

    В организации стиха рифма играет большую роль, ибо она связана не только с ритмом, но и звуковой организацией стиха в целом, лексикой, интонацией и синтаксисом, строфикой.

    В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы бывают: мужские — с ударением на последнем слоге строки («окно — давно»); женские — с ударением на втором от конца строки слоге («даром — пожаром»); дактилические — с ударением на третьем от конца строки слоге («расстилается — разливается»); гипердактилические — с ударением на четвёртом и последующих от конца слогах («свешивающиеся — смешивающиеся»).

    По расположению в строках рифмы делятся на парные, или смежные, связывающие соседние строки (по схеме аа, бб); перекрёстные, в которых созвучны первая и третья, вторая и четвёртая строки (по схеме абаб); охватные, опоясанные, в которых рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строки (по схеме абба).

    В зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах различают рифму точную, в которой повторяющиеся звуки одинаковы («гор — спор», «он — сон»), и неточную с несовпадающими звуками: «рассказ — тоска», «распят — паспорт» и т.п. Разновидностями неточной рифмы являются ассонанс («красивая— неугасимая»), неравносложная рифма («тронуту—фронту»), усечённые рифмы («казарм — глаза»). При несовпадении ударных гласных, но при одинаковых согласных образуется диссонанс, или консонанс («мячики — пулемётчики»).

    Различают рифмы простые («чести — мести», «прекрасный — ясный») и составные, включающие в созвучие два-три слова. Составная рифма широко представлена в стихах В. Маяковского: «ста расти — старости», «большевиков — больше веков».

    Метки:

    Оставить комментарий

    Spam Blocking by WP-SpamShield