» Немного теории: символ и символизм | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.
  • Метки

  • автор: admin дата: 2nd July, 2009 раздел: Немного теории

    Немного теории

    СИМВОЛ (от греч. symbolon — условный знак). В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далёком месте. Символ— предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах «Вакхической песни» Пушкина «Да здравствует солнце, да скроется тьма» солнце выступает как символ счастья, радости, разума. Буревестник у Горького — символ, предвещающий революционную бурю.

    Заключая в себе переносное значение, символ близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).

    Наряду с общепринятой символикой (буря — революция, меч — символ войны и т.д.) литература богата индивидуальными символами, созданными поэтами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в поэтический мир автора и литературного направления, к которому он принадлежит. Так, индивидуальный характер имеет символ в творчестве символистов. Например, символ Прекрасной Дамы у Блока.

    СИМВОЛИЗМ — литературное направление (течение) конца XIX — начала XX века. Символизм сложился во Франции уже в 70—80-е годы XIX века.

    Символ для символистов — это необщепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передаёт не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределённое.

    Поэзия, согласно теории символизма, должна подходить к действительности через тонкие намёки и полутона: «Никаких цветов: ничего, кроме нюансов» (П. Верден). Красота и истина постигаются не рассудком, а интуицией.

    Многие символисты выражали идеи декаданса, отражая пессимистические настроения, создавая символы смерти, увядания. Но к символам прибегали и поэты, занимавшие прогрессивные позиции, например бельгийский поэт Эмиль Верхарн, обличавший капиталистический город (символично само название его поэтического сборника «Города-спруты»), немецкий драматург Г. Гауптман, автор драмы «Потонувший колокол», бельгийский драматург М. Метерлинк, создатель драмы «Синяя птица» (в других пьесах он отдал дань упадочным настроениям конца XIX века).

    В России символизм сформировался в 1890—1900-е годы (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб); позже в русле символизма выступили А. Белый, А. Блок, С. Городецкий, Вяч. Иванов. В эти десятилетия символизм определял лицо многих журналов («Весы», «Золотое руно», «Аполлон»). Серьёзные исторические испытания (русско-японская война, революция 1905—1907 годов) ускорили размежевание среди русских символистов. Лучшие поэты — А. Блок, В. Брюсов, А. Белый — постепенно отходили от символизма. («Никаких символизмов больше»,— писал А. Блок в дневнике в 1913 году).

    В. Брюсов и А. Белый проявили себя в последние годы творчества как художники гражданственного склада, включились в культурную жизнь советского общества. А. Блок в 1918 году создал поэму «Двенадцать», стоящую у истоков советской литературы.

    Цитируется по материалам: Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. школы. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., “Просвещение”, 1978

    Метки:

    Оставить комментарий

    Spam Blocking by WP-SpamShield