Немного теории
Стопа, строфа
Цитируется по материалам: Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. школы. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М., “Просвещение”, 1978
СТОПА — условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер античного и силлабо-тонического стихосложения.
В античном стихосложении стопой считалось сочетание долгих и кратких слогов. Поскольку в русском языке таких слогов нет, С. в силлабо-тоническом стихосложении — сочетание ударного и безударного (или более) слога.
В стихотворной строке можно выделить стопы двусложные — хорей и ямб — и стопы трёхсложные — дактиль, амфибрахий и анапест.
Разделение стиха на стопы условно, ибо границы стопы, как правило, не совпадают с границами слова:
|Уж бли |зок пол |день, жар |пыла |ет…
Кроме того, в русском стихе далеко не все строки являются полноударными, в них нередко ударные слоги заменяются безударными (см. Пиррихий) или, наоборот, возникают «лишние» ударения.
Четырёхсложные стопы, обычные в античном стихе, для русского стиха не характерны.
СТРОФА (от греч. strophe — поворот) — сочетание стихов, образующее единство. Как правило, объединённые рифмой стихи в строфы и представляют ритмическое и синтаксическое целое.
Строфа отделена от смежных сочетаний стихов большой паузой, завершением рифменного ряда и иными признаками. Термин «строфа» возник в древнегреческой трагедии и означал часть текста, певшегося хором в его торжественном шествии между двумя поворотами — от этого название строфы.
,
В разных системах стихосложения неодинаковы основы образующие строфы, различны и их типы. Наименьшая строфа — двустишие. Крупные строфы членятся внутри или вовсе не воспринимаются на слух. В русской поэзии XIX — XX веков преобладает строфа из четырёх стихов (катрен), гораздо реже из пяти или шести стихов.
В рифмованном стихе схема рифм образует один из важнейших каркасов строфы. Каждая из восьми строф стихотворения А. Пушкина «Брожу ль я вдоль улиц шумных…» имеет свои две пары рифмующихся строк, но все они строго повторяют одну и ту же норму чередования жмжм (женская рифма — в нечётных строках, мужская — в чётных). Все строфы стихотворного романа «Евгений Онегин», по четырнадцати стихов в каждой, соблюдают одну и ту же схему рифм. В строфе из четырёх стихов при двух рифмах возможны три схемы размещения рифм: абаб (перекрёстная), абба (опоясанная), аабб (смежная).
Некоторые формы строфы получили особые названия: терцины, октава, онегинская строфа и многие другие.