» Забытые имена | Поэзо Сфера – Стихи, русская поэзия, советская поэзия, биографии поэтов.

Рубрика ‘Забытые имена’

автор: admin дата: 11th July, 2011 раздел: Забытые имена, Стихотворения

Кирилл КОВАЛЬДЖИ

Кирилл Владимирович Ковальджи, поэт и прозаик, родился 14 марта 1930 г. в селе Каменское (Ташлык) на юге Бессарабии. Учился в Москве, окончил Литературный институт им. А. М. Горького в 1954 г. Работал журналистом в Кишинёве. С 1960 г. — в Москве.

Первый сборник стихотворений К. Ковальджи «Испытание» вышел в 1955 г. в Кишинёве, там же изданы его сборники «Лирика», «Разговор с любимой», «Человек моего поколения», «Стихи», «Испытание любви». Сборники «На рассвете» (1958), «Голоса» (1972), «После полудня» (1981), «Кольца годовые» (1981) вышли в Москве. К. Ковальджи — автор повести «Пять точек на карте» (1965), романа «Лиманские истории» (1970), ряда рассказов, критических статей, переводов из молдавской и румынской литератур.

Произведения К. Ковальджи переводились на разные языки. Отдельные издания вышли в Польше, Болгарии, Румынии.
В «Высокий диалог» вошли стихи разных лет.

СЛЕДЫ

Белый лес. Пугливая дремота
И морозный неподвижный дым.
Валенки и маленькие боты
На снегу оставили следы.

Валенки ступали в снег весомо,
Боты — как-то легче и нежней.
Вздрогнула синица. Хрупким комом
Снег, шурша, осыпался с ветвей…

Маленькие боты вдруг пропали.
Не ищи — напрасные труды.
Валенки, однако, оставляли
Более глубокие следы.

автор: admin дата: 5th July, 2011 раздел: Забытые имена, Линии судьбы

ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВ (1925—1981)

В архиве Владимира Павловича Алексеева много неопубликованных стихотворений, сатирических и лирических. Во многих лирических стихах отражается его жизнь, его отношение к жизни, светлая вера в добро.

Когда началась Великая Отечественная война, Володе едва исполнилось шестнадцать лет, он окончил восемь классов. Вместе со своими одноклассниками он пошёл в военкомат и стал проситься на фронт. Никого из них, конечно, не взяли… Володя стал работать на фабрике имени Урицкого. Трудные годы блокады он провёл в Ленинграде, на родном Васильевском острове. Трудовой фронт, тяжёлая дистрофия, больницы, гибель отца на фронте — всё выпало на его плечи. Но он никогда не терял радостного ощущения жизни, оптимизма, не покидало его обострённое чувство товарищества и дружбы.

В январе 1943 года его мобилизовали в Советскую Армию, направили в училище, но вся группа, в которой он учился, подала рапорт с просьбой направить на фронт.

Владимир Алексеев воевал на Ленинградском фронте, был связистом, комсоргом роты. Под Нарвой его тяжело ранили. Несколько месяцев пролежал в госпиталях, весной 1945 года вернулся в Ленинград инвалидом второй группы. Поступил в театральную студию, был рабочим сцены в ТЮЗе, заканчивал среднее образование в вечерней школе. Потом открылись раны, он долго лечился и после выздоровления поступил в Ленинградский университет имени Жданова, с отличием окончил отделение журналистики филологического факультета, несколько лет работал в многотиражной газете Балтийского завода.

Всю жизнь он писал стихи. Выпустил несколько книг для взрослых и детей, много работал для радио и телевидения, был руководителем поэтической секции и членом художественного совета в «Боевом карандаше».

Архив Владимира Павловича ещё не разобран. В нём много материалов, свидетельствующих о времени, в котором активно жил и работал поэт, о его поколении, вынесшем на своих плечах всю тяжесть войны и блокады. Подборка, с которой познакомится читатель, это малая часть того, что осталось после безвременной смерти поэта Владимира Алексеева.

Т. Гайко

автор: admin дата: 24th February, 2011 раздел: Забытые имена, Русская поэзия

Виктор АНТОНОВ
Санкт-Петербургские ведомости от 16 июля 2010 года.

Об этой поэтессе сегодня можно узнать главным образом из антологий, посвящённых Серебряному веку, хотя она выпустила несколько стихотворных сборников, её стихи для детей печатались в хрестоматиях, их заучивали наизусть. Она была знакома со многими ведущими поэтами-современниками, с А. Блоком состояла в переписке, однако история литературы почти забыла её скромное, типичное для эпохи творчество.

Настоящее и полное имя поэтессы — Поликсена Сергеевна Соловьёва (1867 — 1924). Она была младшей дочерью знаменитого , историка и сестрой философа Владимира Соловьёва. Марина Цветаева отмечала внешнее сходство брата и сестры: «Тот же светлый лоб, те же грозовые глаза, те же пухлые и нагие губы». Сочинять Поликсена стала «с тех пор, как помнила себя» — этому способствовала обстановка и люди в родном московском доме. Первые ещё слабые стихи были напечатаны в 1885 году в журнале «Новь». Десять лет спустя Соловьёва взяла себе несколько эстетский псевдоним Allegro и тогда же переехала из Москвы в Петербург. Поселилась начинающая поэтесса на Большом пр., 20/5 Петербургской стороны, но вскоре переехала в центр в Фонарный пер., 5/9, не так далеко от Театральной площади.

В 1899 году вышел её первый сборник, который открыл доступ в поэтические круги — она стала бывать на известных «пятницах» К. Случевского. Второй сборник, «Иней» (1905), похвалил Блок: «И вот мы встречаем новую и тихую поэзию…». Он посвящён детской писательнице Наталье Ивановне Манассеиной (1869 — 1930) — неразлучной подруге и литературной соратнице. Вместе с ней Поликсена зимой жила в Петербурге, а летом в Коктебеле, где много общалась с поэтом М. Волошиным, который в 1914 году верно подметил, что в сборнике «Вечер» (он считается лучшим у Соловьёвой) её голос звучит «почти как мужское контральто с женскими грудными нотами». Кстати, все стихотворения Поликсены написаны от мужского лица.

автор: admin дата: 2nd October, 2010 раздел: Забытые имена

Леонид Николаевич Вышеславский (14 марта 1914, Николаев — 26 декабря 2002, Киев)

Леонид Николаевич Вышеславский родился в 1914 году в Николаеве, в семье инженера. Одно время учился в Харьковском университете, на факультете биологии, затем перевёлся в Киевский университет и закончил его, уже как филолог, в 1938 году. Тогда же вышла его первая книжка стихов. Он участник Великой Отечественной войны.

Вспомним названия некоторых книг Л. Вышеславского: «Чайка», «Песня с Днепра», «Простор», «Звёздные сонеты»… В самих названиях ощущение полёта, мечты, ветра в дороге. Таков и этот сборник.

Доверьтесь поэту, и вы не пожалеете: вместе вы откроете много нового, над многим задумаетесь, поймёте, что смотреть и видеть — не одно и то же.

В стихах Л. Вышеславского нет застойности, действительность, даже в малом, предстаёт как непрерывное творчество. Поэт так обобщает свои наблюдения и мысли, что мы невольно воспринимаем жизнь объёмнее, красочнее, мудрее, нежели прежде. Слово поэта помогает разрозненное соединять воедино, находить этому место в нашем «духовном обиходе». Раскрытие духовной жизни людей во времени и на фоне времени — не таково ли назначение поэзии?

У каждого художника собственные средства изображения. Свои образы и краски Л. Вышеславский чаще всего находит, обращаясь к природе; они не броски внешне, но отбираются верно и убедительно.

И в долгий час труда и в роздых
я переполнен весь, как воздух,
беззвучной музыкой ветвей.

автор: admin дата: 13th September, 2010 раздел: Забытые имена, Колонка редактора

24 августа на нашем сайте оставили такой комментарий: “11/08/2010 на 73 году жизни умер поэт Александр Говоров. Последний лирик России”. Сообщение это оставили на сайте, как потом оказалось, родственники поэта.

Имя это было мне знакомо, ещё в 2008 году мы публиковали в рубрике “Стихотворение дня” одно из стихотворений Александра Александровича. Машинально я ввела в поисковике “Александр Говоров”, и различные сайты предложили мне прочитать или приобрести книги автора. Но о том, что Александр Говоров ушёл из жизни не сообщил никто. Тогда я ввела “Александр Говоров умер”, но и тут среди всеобщего молчания мне встретилась только одна публикация на сайте http://www.litrossia.ru

“ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Ува­жа­е­мая ре­дак­ция!

На­пи­сать я ре­ши­ла сра­зу по двум по­во­дам, хо­тя они и очень раз­ные.

Пер­вое. Я хо­чу со­об­щить га­зе­те, что 11 ав­гу­с­та се­го го­да на 73-м го­ду жиз­ни скон­чал­ся рус­ский по­эт Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич Го­во­ров, о ко­то­ром «ЛР» в своё вре­мя на­пи­са­ла не­ма­ло тёп­лых слов. На­де­юсь, что Вы смо­же­те най­ти для не­го про­щаль­ное сло­во.

Вто­рое. Се­го­дня, ку­пив оче­ред­ной но­мер «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», я про­чи­та­ла ста­тью о на­шем от­це Юрии Ни­ко­ла­е­ви­че Ли­бе­дин­ском и бы­ла очень об­ра­до­ва­на тем, как бе­реж­но га­зе­та по­до­шла к его па­мя­ти. По­верь­те, па­па был за­ме­ча­тель­ным че­ло­ве­ком и на­сто­я­щим ком­му­ни­с­том в са­мом чи­с­том зна­че­нии это­го сло­ва. Мы все очень бла­го­дар­ны Вам за это.

С ува­же­ни­ем,

Ма­рия Юрь­ев­на Го­во­ро­ва (Ли­бе­дин­ская), та са­мая Ма­ша из ста­тьи «Ро­ман­тик во­ен­но­го ком­му­низ­ма»

И мне подумалось – как чудовищно и несправедливо быстро люди, даже очень талантливые и выдающиеся, теряются в бурной реке нашей суетной жизни. Как-то горько стало на душе от того, что память человеческая становится всё короче и короче…